МОРСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, МОРСКИЕ СЛОВА
Читайте здесь:
Адмирал
Высшее звание офицеров военно-морского флота почти во всём мире. Много столетий назад похожим словом — «эмир», или «амир» — мавры называли старшего по званию офицера в армии. Казалось бы, что общего между мавританским вождём и высшим офицерским чином на флоте? Оказывается, слово «адмирал» произошло от арабского выражения «амир аль бахр», что означает «повелитель моря».
Абордаж
Это слово обозначает старинный тактический приём времён гребного и парусного флота, заключавшийся в свалке или сцепке судов для рукопашного боя. «На абордаж!» — это не просто команда — это приказ, призыв к самым решительным и опасным действиям.
«Аварийный капитан»
Прозвище капитанов, специализирующихся на потоплении застрахованных судов. Внешне такие операции обычно обставляются как случайные аварии или кораблекрушения. Несмотря на то, что они часто сопровождаются человеческими жертвами, их широко практикуют, поскольку это весьма выгодно для судовладельцев.
«Аваст!»
Гневный или угрожающий возглас, который можно услышать в кино про пиратов. В XVII веке это была морская команда, приказывающая прекратить или прервать какое-либо действие. Например: «Стоп травить! Аваст подъём!» — приказ перестать тянуть трос. А если кто говорил «Аваст!» — на морском жаргоне это означало «Кончай болтать!» или «Кончай врать!».
Аврал
Команда «Over all!» («Все наверх!»), применялась на кораблях британского парусного флота для вызова всей команды наверх, на палубу. Аврал объявляют и на современных кораблях при выполнении срочных работ.
Автономка
В «автономку» отправляются не только подводные лодки. Так называется любое самостоятельное плавание одиночного корабля или группы кораблей в районах, отдалённых от баз, и проходящее, как правило, без пополнения запасов топлива и продовольствия.
«Адвокат»
Сложившееся поверье гласит, что из-за них возникают различные проблемы и хлопоты. «Адвокатом» также почему-то называют горячий чай с лимоном, который подают капитану в шторм.
Адмирал Гренландского моря
Прозвище адмирала Чичагова Василия Яковлевича (1726—1809), выдающегося деятеля российского флота, исследователя Севера. В 1765 и 1766 годах три судна под его командованием: «Чичагов», «Бабаев» и «Панов» совершили две секретные экспедиции, чтобы отыскать морской проход через Северный Ледовитый океан на Камчатку. Однако непроходимые льды оба раза останавливали суда у Шпицбергена. Тем не менее, эти плавания имеют большое значение, так как во время них военным морякам удалось собрать важные сведения о высокоширотных районах Арктики. Руководитель экспедиций В.Я. Чичагов получил своё прозвище за смелость и высокий профессионализм.
Адмирал индийских морей
Официальный, со всеми почестями и привилегиями, титул мореплавателя Васко да Гамы (1469—1524), присвоенный ему королём Португалии. В 1497—1499 годах командуя морской экспедицией, этот великий путешественник совершил впервые в истории плавание из Лиссабона в Индию вокруг Африки и обратно. Другими словами, он открыл морской путь из Европы в Южную Азию. В честь Васко да Гамы назван город в Гоа в Индии.
«Адмирал швейцарского флота»
Как известно, Швейцария не граничит с морем, и раньше не имела своего флота. Хотя в наши дни свой собственный флот содержит каждое государство, даже не имеющее выхода к морю, шутливое прозвище «адмирал швейцарского флота», то есть моряк несуществующего флота — самозванец, так и осталось в ходу.
Адмиралтейский якорь
Можно подумать, что этот якорь принадлежит какому-нибудь адмиралу или ведомству. На самом деле история появления этого названия такова. В 1852 году в связи с большим количеством аварий, происходивших из-за якорей, чиновники и моряки из Британского Адмиралтейства совместно с Регистром Ллойда решили провести испытания, чтобы определить, какие якоря самые надёжные. В ходе испытаний оценивались пропорции, форма и вес якорей для кораблей королевского и торгового флотов, а также рассматривались технологии их изготовления. Лучшим был признан якорь с двумя неподвижными рогами, на которых имелись треугольные лапы, и штоком, укреплённым в верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Занося новый якорь в протоколы испытаний, члены комиссии нарекли его просто якорем адмиралтейского образца. Отсюда и пошло название «адмиралтейский якорь», которое позже перекочевало и на другие флота, включая российский.
Андреевский флаг
Имя этому флагу дал крест, который называют Андреевским. А учреждён он был Петром I в 1699 году, после основания ордена Андрея Первозванного. Русские почитают святого Андрея как своего покровителя.
С 1712 по 1918 годы этот флаг использовался в качестве кормового флага кораблей военно-морского флота Российской империи. Во время Советской власти он был заменён на новый флаг ВМФ СССР. В 1992 году Андреевский флаг стал военно-морским флагом РФ, а в 2000-м — знаменем ВМФ Российской Федерации.
Во флоте Российской империи командиры кораблей традиционно напутствовали свои экипажи перед боем словами: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
«Бабий» узел
Представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим и в одном направлении. Если таким узлом связать две верёвки и потянуть, то он начнёт перемещаться по верёвке, скользить вдоль неё. Однако если поместить его близко к одному из связываемых концов, то при тяге он может и распуститься. В России такой узел называют «бабьим», так как женщины испокон веков завязывали им концы головных платков. В других языках его называют «бабушкиным», «дурацким», «телячьим», «салажьим» и ещё — «ложным».
«Бабочка»
Так называют расположение парусов у идущего по ветру судна, когда фок находится на одном галсе, а грот — на другом, то есть такое положение, при котором кливер или фок развернут в одну сторону, а грот — в другую.
«Балтийское серебро»
У моряков чистое серебро ассоциировалось с балтийскими племенами, поскольку бартер (обмен) у тех не практиковался, а плату за свои товары они предпочитали брать серебром. Моряки возили с собой серебро как раз для расчёта с балтийцами.
Банка
Банкой моряки называют скамейку или сиденье для гребцов на шлюпке, а также доску, придающую шлюпке поперечную прочность. А ещё — стул, табуретку, скамейку в каюте; койку, кровать в госпитале или лазарете; место (промежуток) между двумя смежными бортовыми орудиями на парусных кораблях. На морских картах так именуют отмель. «Сойти с банки» — то же самое, что «сняться с мели».
Барк «Товарищ»
В 1949—1999 годах использовался как учебное судно. Он прошёл 500 тысяч миль, побывал в 102 портах 86 стран, участвовал в съёмках более 40 художественных фильмов. На нём прошли обучение 15 тысяч курсантов морских учебных заведений.
Без кливера
Английское выражение cut of his jib дословно означает «без кливера» (кливер — треугольный парус, натянутый между фок-мачтой и бушпритом). Выражение вошло в употребление в ту пору, когда французские корабли можно было отличить от английских по двум небольшим кливерам вместо одного большого. Так говорят об утончённой личности.
Без спасения нет вознаграждения
Это основной принцип договорного спасения имущества на море. Он подразумевает, что спасатели могут требовать вознаграждение лишь в том случае, если спасательная операция прошла успешно.
Безжизненный
Так в переносном значении говорят о безразличном, апатичном состоянии человека. На флоте слово «безжизненный» использовали для описания парусов, безрадостно повисших в полный штиль.
«Берегись! Стреляем сыром!»
Сыр есть сыр, и неважно, какими кусочками мы его режем. А вот в 1841 году сыр использовали во время морской битвы уругвайского и аргентинского флотов. На уругвайских кораблях закончились снаряды, и кому-то из моряков пришла в голову блестящая идея — зарядить пушки круглыми головками сыра! Это были отличные, крепкие ядра, и они прекрасно разбивали надстройки кораблей. Как известно, в этом сражении победил уругвайский флот.
«Береговое право»
Право на присвоение «плодов земли» — останков кораблей, переживших крушения, которым обладали владельцы прибрежных земель в Средние века. Воспользоваться им они могли только в том случае, если кораблекрушение произошло в силу естественных причин, например, шторма, сильного ветра, цунами. Если же аварии подстраивали жители побережья (используя ложные маяки, подкупая лоцманов и прочее), то, согласно ряду государственных и церковных актов, виновников жестоко наказывали, вплоть до смертной казни.
«Береговые братья»
Пиратское сообщество, грабившее испанские торговые суда и земли в Вест-Индии. Оно возникло в середине ХVII века в испанских владениях на Антильских островах. Поначалу «береговыми братьями» флибустьеры в насмешку называли буканьеров и поселенцев-плантаторов, но впоследствии, когда морские разбойники начали снабжать припасами пиратские суда, прозвище распространилось и на них. Сообщество береговых братьев прекратило своё существование после окончания Войны за испанское наследство (1700—1714).
Бермудский треугольник
Этот треугольник знают все моряки мира. Он находится в северо-западной части Атлантического океана, между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида. Уже много столетий в этом месте происходят мистические, непознаваемые и загадочные катастрофы. Их обычно объясняют самыми фантастическими причинами: искривлением пространства-времени, «лучами смерти Атлантиды», влиянием «чёрных дыр», вмешательством инопланетян и т.д. Однако эти трагические события могут быть вызваны и совершенно естественными опасностями, которых в этом районе немало: стремительное течение Гольфстрим, неожиданные смерчи, мощные вертикальные воздушные потоки, своеобразные атмосферные явления, тропические циклоны. Кроме того, все эти факторы нередко действуют в сочетании друг с другом. Большое количество катастроф обусловлено тем, что через Бермудский треугольник проходит самый мощный в Мировом океане торговый грузопоток между Европой и Америкой.
Берсеркер
Берсеркерами называли особо бесстрашных викингов, у которых была привычка во время боя разрывать у себя на груди рубаху и драться полуобнажёнными. Объяснить возникновение слова «берсеркер» можно так: «бер» в переводе с норвежского значит «голый», а «серк» — «рубашка». Теперь понятно — откуда у русских матросов привычка для смелости рвать на себе тельняшку.
Беседка
Деревянная доска, подвешиваемая на специальном приспособлении в качестве сиденья для подъёма людей на мачты или трубы, а также для выполнения работ по очистке и покраске бортов судна.
«Беска»
Моряки называют бескозырку коротким словом «беска». Бескозырка (фуражка без козырька) — форменный головной убор матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ. На российском флоте её стали носить с 1811 года. В 1872-м на бескозырке появились ленточки, на которых значилось название корабля или номер флотского экипажа. В наши дни на ленточках указывается название флота или военно-морского училища. О бескозырке даже ходят пословицы: «В бескозырке смерть не берёт», «На каждом корабле свои ленточки на бескозырках», «Чем дальше от моря, тем длиннее ленточки на бескозырке».
Бессмертный кот
О коте Оскаре, заколдованном на бессмертие, рассказывают, что британские моряки с эсминца «Козак» спасли его после гибели военного корабля «Бисмарк», на котором тот обитал. Через некоторое время «Козак» был уничтожен торпедой, но Оскар снова обрёл чудесное спасение. Из воды его выловили матросы авианосца «Арк Ройял». Затем «Арк Ройял» был торпедирован немецкой подводной лодкой, и с тех пор о судьбе Оскара ничего не известно. По слухам, это бессмертное создание обитает где-то в районе Гибралтара.
Бич
Первоначально так называли безработного или бывшего моряка, которого за что-либо выгнали с судна. Впоследствии бичами стали называть людей, зарабатывающих на жизнь сбором и продажей всякой всячины, выброшенной на берег морем (ракушки, кораллы, креветки, моллюски, крабы, обломки кораблекрушений и т.п.). А современные бичи — это бродяги, бездельники и пьяницы, которые толкутся в портовых кабаках и выпрашивают выпивку, рассказывая страшные истории о пиратах, зарытых кладах, морских сражениях, кораблекрушениях и тайфунах.
Блеф
Блефовать — намеренно преувеличивать свои силы, чтобы ввести в заблуждение противника. Слабый духом человек блефовать не способен. Вообще же это слово имеет морское происхождение: на старинном морском жаргоне блефом называли мощную носовую часть судна.
Блейзер
Офицеры британского флота получили единое обмундирование в XVIII веке, а вот матросам пришлось ждать ещё сто лет. Однако некоторые капитаны заказывали для своих матросов форму, подчёркивающую принадлежность к кораблю. Например, в XIX веке капитан корабля «Блейзер» ВМС Великобритании заказал для своих матросов форму, состоящую из белых брюк и синего кителя с крупными латунными пуговицами. Вскоре форма стала очень популярной, и на неё перешли матросы других кораблей и служащие в портах. Благодаря кораблю, положившему начало «форменной революции», повседневный китель и получил название — блейзер.
Блюда на подносе
Одним из главных преимуществ службы на старом флоте было то, что матросов хорошо кормили. Каждому матросу выдавали необходимые столовые приборы: ложку, кружку и деревянную доску, которая служила тарелкой. Только в начале XX века на флоте появились алюминиевые подносы — подобие современных тарелок.
Боевая машина Архимеда
Хотя сам Архимед не был ни моряком, ни солдатом, но именно он изобрёл первую боевую машину, получившую известность после разрушения флота римлян у берегов Сиракуз. Она представляла собой огромные клещи, укреплённые на крепостных стенах города. Приводимые в движение людьми, эти клещи опускались на атакующие корабли и раздавливали их, словно щепки.
Боеприпасы в рундуке
Идиому «боеприпасы в рундуке» употребляют для описания человека, в запасе у которого всегда имеются какие-либо материальные средства. Выражение появилось на флоте в те времена, когда Британское Адмиралтейство рекомендовало капитанам хранить в рундуках запас пушечных ядер, чтобы во время битвы боеприпасы всегда были под рукой. Сегодня выражение «нет ни одного припасённого ядра» имеет примерно тот же смысл, что и русское выражение «ни гроша за душой»: так говорят о человеке, у которого нет денег даже на пропитание.
Бортовой журнал
Происхождение названия log book (бортовой журнал) объясняется так: в старые времена бортовые записи делались на дощечках из брёвен (log), которые скреплялись в виде книги (book). Получалось — деревянная книга. Деревянные журналы давно уже заняли своё место в музее, но моряцкий сленг, который встречается в них, жив и по сей день.
«Бортовой» матрос
В старые времена на кораблях не пользовались сходнями и взбираться на борт приходилось по верёвочной лестнице. Привилегированным особам предлагали штормтрап. Того же, кто был слишком старым или тучным, поднимали на борт с помощью специальной люльки-кресла. С её же помощью на борт втаскивали и бочки с солониной. Поднимать люльку должны были дежурные, или «бортовые» матросы. Хотя сегодня гости всходят на корабль по трапу, но матросов, которые участвуют в их встрече, по старой традиции называют бортовыми матросами.
Бортовые огни
До 1830 года огни на правом и левом бортах корабля были белого цвета. В 1830-м ввели новое правило, в соответствии с которым на левом борту следовало зажигать красный, а на правом — зелёный огонь. Оно действует и по сей день. Этому правилу подчиняется также современная авиация.
Ботик Петра I
Ботик Петра I — национальная морская реликвия, которую сохраняют в память о создании регулярного российского флота, — судно, положившее начало развитию мореплавания и кораблестроения в России. По выражению Петра I, ботик стал «плодоносным семенем» для русского флота.
Боцманская дудка
В старину ни один уважающий себя боцман не признал бы, что не умеет играть на боцманской дудке. Дудка всегда была атрибутом боцмана, и вот почему. На галерах сигнал дудки служил для синхронизации взмахов и ударов вёслами. Позже он стал использоваться для призыва к каким-либо совместным действиям, например, к абордажу. Со временем боцманская дудка превратилась в символ успешных морских операций. А впервые ввёл её в обиход Эндрю Бартон, знаменитый шотландский пират, известный своим острым умом и расчётливостью. Он любил порядок и слыл хорошим хозяином на своём корабле. С помощью дудки Бартон подавал сигналы команде, так как звук её перекрывал шум во время драки и грохот волн. Так он мог обходиться без сигнальщика, тем самым экономя средства. На флоте говорят: «На боцманской дудке весь флот держится», или: «Боцманская дудка — и покойникам побудка», или: «Самый длинный конец на корабле — цепочка боцманской дудки: везде достанет».
Бочка с салом
Когда на кораблях ещё не было холодильников, то провизию — засоленную рыбу, говядину и свинину — хранили в деревянных бочках. Они весили примерно по 250 килограммов, и государство платило за каждый из них. Поставщики придумали, как на этом можно нажиться: они клали в бочки со свининой в основном сало и жир, получая за них столько же, сколько и за мясо.
Однако на жире делали деньги не только поставщики. Таким заработком не гнушались и корабельные коки: снятый с мяса жир они продавали матросам. Жир охотно покупали, так как он был куда вкуснее прогорклого сливочного масла, входившего в рацион моряков. Принцип «бочки с салом» и сейчас процветает в различных отраслях торговли.