МОРСКИЕ ДЕВИЗЫ
Девизы российской морской пехоты:
«Где мы — там победа!», «Там где морская пехота, там врагу смерть»
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Девиз русских моряков:
«Сам погибай, а товарища выручай».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Девиз совместного плавания:
Remember your next astern! «
Помни об идущем у тебя за кормой (в кильватере)!»
т.е. поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Создание сильного регулярного флота – исключительная заслуга Петра I; без этого оказалась бы бессмысленной борьба за выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Известно, что Петру удалось создать 147 линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов – таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора. Документы свидетельствуют, что он придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота. Петру Великому принадлежит приоритет в формировании многих традиций в определении названий различных типов кораблей и судов, а эти традиции стали впоследствии фундаментом при выработке системы наименований (номинации) в отечественном флоте…..
Символико-аллегорическая номинация, раскрытие символа через девизом было элементом, заимствованным из западноевропейских стран. Особую силу это правило возымело после возвращения Петра I из первого заграничного путешествия, во время которого он увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Вот только некоторые заимствованные им названия, раскрываемые с помощью соответствующих девизов:
«Бомба» – « Горе тому, кому достанусь
«Черепаха» – «Терпением увидишь делу окончанье
«Спящий лев» – «Сердце его бдит»,
«Шпага» – «Покажи мне суть лаврового венца»
«Три рюмки» – «Держи во всех делах меру».
Очень часто девизы и названия писались вместе на кормовых украшениях, поэтому нередко корабли наименовались девизами наравне с названиями; например, в приказе по Азовской флотилии от 26 июля 1700 г. сказано, что «… надобно морского каравана капитану Ивану Бекману на три корабля именуемые: «Смертью его исцеляются», «Крепость», «Дверь отворена», по полусажени дров для варения смолы.
[3]. Первый из указанных в приказе кораблей «Скорпион», которому и принадлежит этот девиз. Документы свидетельствуют, что многие названия и девизы Петр I и его помощники заимствовали из популярных западноевропейских гербовников и эмблематических сборников. Роль основного издания, безусловно, сыграла книга «Символы и эмблематы», выпущенная в Амстердаме (1705) по специальному заказу Петра; изложенная на четырех языках, в том числе и русском, она содержала 840 рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов. Появлялись и шуточные, озорные названия, словно сама русская удаль выплескивалась на резные гербы «Перинная тягота», «Заячий бег», «Цвет войны», «Ветер», «Безбоязнь», «Страх», «Весы», «На столе три рюмки», «Отворенные врата»(последнее означало открывающийся для России путь в южные моря).
Из статьи Каланова Н.А. НАЗВАНИЯ ПЕТРОВСКИХ КОРАБЛЕЙ
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ферна́н Магелла́н (1480 — 27 апреля 1521) — португальский и испанский мореплаватель. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий. Магеллан был убит жителями острова Мактан на Филиппинах. Испанский король даровал ему герб, на котором был изображен земной шар, опоясанный лентой с девизом:
«Ты первый, кто обошел меня вокруг».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Степа́н О́сипович Мака́ров (27 декабря 1848 (8 января 1849), Николаев — 31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (20 августа 1896). В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.
«Помни войну!» – это девиз всей деятельности Степана Осиповича Макарова.
«Помни войну!». Армия и флот должны быть готовы в любой момент выступить на защиту родины. А значит, и вся деятельность военных, вся их повседневная и будничная деятельность в мирное время должна быть строго и неуклонно подчинена этой цели. Сверху донизу. В большом и малом. Всегда и во всем.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Девиз британской военной авиации: «Per ardua ad astra» «Через трудности — к звездам» — лат.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Самуил Карлович Грейг (Сэмюэль Грейг, англ. Samuel Greig; 30 ноября 1736, Инверкитинг, Шотландия — 15 октября 1788, Таллин) — адмирал.
В 1770 г. С. К. Грейгу пожаловали русское дворянство. В дарованном ему гербе на голубом щите были изображены три раскрытые ладони, над щитом — рыцарский шлем с дворянской короной и поднятая рука в латах, держащая меч. На обрамляющей щит ленте выбит девиз —
«Strike sure», («Рази верно»).
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«России нужна вода».
Эти слова… стали девизом его (т.е. Петра) жизни. К. Маркс. Секретная дипломатия XVIII в.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«Челленджер» («Бросающий вызов») — парусно-паровой корвет, который участвовал в первой океанографической экспедиции (1872—1876) Результаты проведённых исследований легли в основу такой научной дисциплины, как океанография. На его гербе был изображен рыцарь, бросающий перчатку морю. Столь громкое и ко многому обязывающее название призывало экипаж корабля доказать, что он достоин этого имени. Идея экспедиции принадлежала шотландскому биологу Эдинбургского университета Чарльзу Уивиллу Томсону[2]. Королевский военно-морской флот предоставил Королевскому научному обществу корабль «Челленджер», который был переоборудован в 1872 году для научных целей: его оснастили биологическими и химическими лабораториями, лебёдками, средствами для измерения глубин, взятия проб грунта и воды, определения температуры воды. С 1872 по 1876 год «Челленджером» была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция. Ее девизом было
«Узнать все о море»
и, действительно, учеными было собрано огромное количество научного материала, который в отчете составил 56 томов. В 1929 году преемником славно потрудившегося «Челленджера» стало одноименное научно-исследовательское судно. Сейчас в океанах работает американское научное судно для глубоководного бурения «Гломар Челенджер». В честь корабля «Челленджер» впоследствии был назван космический челнок и научно-исследовательское судно США, предназначенное для бурения дна океана.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«Хай світ пізнає Україну»
Парусная экспедиция под таким пафосным девизом проводится с 1999 года. Идея пронести по всем морям и океанам флаг независимой Украины выглядела замечательно, и через шхуну «Батькiвщина» (ККрЯК, капитан Дмитрий Бирюкович) прошло очень много энтузиастов и любителей дальних плаваний. Первым этапом кругосветной экспедиции стало участие «Батькiвщини» в парусном фестивале города Эль-Ферроль (Испания). Следующий шаг — посещение морского праздника «ОpSail-2000» в США. «Батькiвщина» совершила плавание по крупнейшим городам Восточного побережья Америки, по Великим Озёрам и Миссисипи, а затем вышла на Западное побережье в Лос-Анджелес (штат Калифорния). Отсюда и начался заключительный этап экспедиции — переход от берегов Америки до Новой Зеландии, с заходом на Гавайские острова, остров Рождества и острова Кука. farvater.ua/article/242
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В 1909 году английский лайнер «Мавритания» водоизмещением в 30 тысяч тонн, длиной 240 метров, принадлежавший фирме Кунард, показал среднюю скорость 25.7 узла. Конкурирующая фирма Уайт Стар, уже потерявшая былую славу, отлично понимала, что «Голубая Лента» — это магнит, притягивающий на пароход массу пассажиров и дающий право на контракт по перевозке правительственной почты. И вот в конце 1909 года эта фирма заказывает в Белфасте на верфи Харланд энд Волф два однотипных лайнера — «Олимпик» и «Титаник» небывалого для того времени водоизмещения. При этом ставится условие, чтобы оба парохода были лучше всех существовавших тогда у других компаний и удовлетворяли всем прихотям высшего общества.
Фирма хорошо изучила вкусы богатых пассажиров, приносивших ей основной доход. Последние требовали роскоши и удобств, при которых времяпрепровождение на океанском лайнере мало чем отличалось от времяпрепровождения в большом европейском городе. Фирма Уайт Стар решила перещеголять своих конкурентов не скоростью, а роскошью и удобством пассажирских помещений своих двух новых лайнеров. Поэтому девиз фирмы Уайт Стар гласил:
«Умеренная роскошь, но повышенный комфорт».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«For God and Country» (Во имя Бога и страны).