Мелвилл Г. СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ И ПЕРЕВОД АНГЛИЙСКИХ МЕР В МЕТРИЧЕСКИЕ
Составитель: Готье Неимущий (Gautier Sans Avoir). saus@inbox.ru
Март 2006 г.
Здесь — все морские термины и понятия, которые можно найти в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».
В словаре разъяснены не только названия, встречающиеся в романе, но и термины, необходимые для их понимания. Рекомендуется включать «поиск» по тексту; для сложных названий из двух-трех слов — поиск в том числе на каждое слово отдельно.
Словарь составлен на основе следующих соответствующих словарей: из (Мелвилл Г. Белый Бушлат. Л.: Изд-во «Наука», 1973; OCR: Готье Неимущий), (Станюкович К.M. Избранные произведения. В 2-х томах. Том 1. М.: Худож. лит., 1988; OCR: Zmiy) и (Тайны моря: сборник. Марриет Ф., Мелвилл Г. Пер с англ. М.: Изд-во «ВОК», 1990). Вводная часть взята из последнего источника (отредактирована). Некоторые разъяснения найдены в Толковом словаре В.И. Даля. Использован также ряд источников из Интернета.
Для сложных названий в различных текстах может встречаться написание как с дефисом, так и без него. Например: «брамстеньга» и брам-стеньга».
СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Названия мачт судна, начиная с носа: фок-мачта, грот-мачта и бизань-мачта. Каждая мачта состоит из четырех частей: собственно мачта (нижняя часть), стеньга (второй ярус мачты), брам-стеньга (третий ярус) и бом-брам-стеньга (четвертый ярус).
Части мачты разделены площадками — салингами, которые называются (снизу вверх): марсом, салингом, брам-салингом и салингом бом-брам-стеньги.
Паруса располагаются на реях в четыре яруса: нижний ярус составляют паруса, называемые по мачте — фок-парус, грот-парус, бизань-парус; второй ярус представлен парусами, имеющими название «марсель» (фор-марсель, грот-марсель, крюйс-марсель); третий ярус состоит из парусов, называемых брамселями (фор-брамсель, грот-брамсель, крюйс-брамсель); четвертый ярус составляют паруса бом-брамсель (фор-бомбрамсель, грот-бомбрамсель, крюйс-бомбрамсель).
Паруса управляются с помощь шкотов и фалов, которые называются по типу своего паруса: например бом-брамфалы управляют бом-брамселями, т.е. парусами четвертого яруса.
Помимо прямых парусов имеются также косые, которые крепятся к реям, называемым гафелями (вверху) и гиками (внизу). Косые паруса на носу судна называются кливерами, а кормовой парус — контрбизанью. Косые паруса между мачтами называются стакселями.
Бак — носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг — 1) курс корабля, который с направлением попутного ветра образует угол более девяноста и менее ста восьмидесяти градусов; 2) снасть стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев. (В романе — второе значение.)
Банка — 1) мель в море среди глубокого места; 2) поперечная доска в шлюпке, служащая сиденьем для гребцов.
Барка — плоскодонное деревянное судно.
Бегучая снасть, бегучий такелаж — подвижные снасти для постановки и уборки парусов, подъема и спуска тяжестей и т.д.
Бейдевинд — курс корабля, когда угол между направлением судна и встречным ветром менее девяноста градусов.
Бизань — 1) слово, прибавляемое к названиям деталей рангоута и такелажа или парусов, указывающее на их принадлежность к бизань-мачте; 2) нижний косой четырехугольный парус, ставящийся на бизань-мачте.
Бизань-мачта — кормовая, обычно самая малая мачта на судах, имеющих три и более мачт.
Бимс — поперечное крепление, связывающее бортовые ветви шпангоутов и придающее судну поперечную прочность. На бимсы настилается палуба.
Бом — составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих бом-брам-стеньге.
Бот — одномачтовое судно. На лоцманском боте лоцман выходит в море для встречи судов.
Брам — составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих брам-стеньге.
Брам-рей — третий снизу рей.
Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.
Брамсель — парус третьего яруса.
Брандспойт — переносная пожарная помпа, употребляемая на судах помимо своего прямого назначения и для других надобностей: скачивания палубы и каната, мытья бортов, обливания матросов в жарких странах и пр.
Брас — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к нокам реев и служащая для поворота реев вместе с парусами в горизонтальной плоскости.
Брасопить (обрасопить) реи — поворачивать их с помощью брасов. При попутном ветре реи становятся поперек судна; при ветре, дующем под углом к курсу судна, — наискось, а иногда и вдоль судна.
Брать рифы — убавить парус, зарифить его (см. «Рифы»).
Бриг — двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами.
Буй — плавучий знак в виде цилиндрического поплавка с ажурной надстройкой, устанавливаемой на якоре.
Буйреп, буйреп-трос — снасть от якорного буйка.
Булинь — снасть для оттяжки шкаторины (края) паруса к ветру.
Бушлат — род верхней одежды матросов, форменная двубортная черная куртка на теплой подкладке.
Бушприт (бугшприт) — горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для постановки косых треугольных парусов — кливеров впереди фок-мачты.
Валек — утолщенная часть весла.
Ванты — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков мачты, стеньги и брам-стеньги.
Ватерлиния — грузовая черта, по которую судно углубляется в воду.
Вахта — вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. Вахтами называются также определенные промежутки времени суток, в течение которых несется эта служба одной сменой. Обычно сутки делятся на пять вахт: 1) с полудня до 6 часов вечера; 2) с 6 часов вечера до полуночи; 3) с полуночи до 4 часов утра; 4) с 4 часов до 8 часов утра; 5) с 8 часов утра до полудня.
Вельбот — легкая быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять — шесть распашных весел.
Вымбовка — деревянный рычаг, вставляемый в шпиль для вращения его вручную.
Вымпел — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на брам-стеньге; поднимается на кораблях с начала кампании и спускается с окончанием ее.
Гак — железный или стальной крюк, употребляемый на судах.
Гакаборт — верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Галиот — небольшое парусное острокильное двухмачтовое судно с круглой кормой и косым вооружением.
Галс (курс корабля относительно ветра). — Если ветер дует с левой стороны, то говорят, что судно идет левым галсом; если же с правой, то — правым галсом. Лечь на другой галс — повернуть так, чтобы ветер, дувший, например, в правую сторону судна, стал дуть в его левую сторону. Сделать галс — пройти одним галсом, не поворачивая.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, по которому растягивается нижняя шкаторина (край) триселя или бизани.
Гитовы — снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы — подобрать парус гитовами.
Гордень — снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок и служащая для подъема грузов и уборки парусов; дает тяге удобное направление без выигрыша в силе.
Грот — 1) нижний прямой парус на грот-мачте; 2) составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты.
Грот-марс — марс на грот-мачте.
Гротмачта — вторая мачта, считая с носа.
Грот-руслень — площадка снаружи борта судна на высоте палубы; к русленям крепятся ванты.
Грота — составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных ниже марса грот-мачты.
Загребной — гребец, сидящий на шлюпке первыми от кормы; по нему равняются все остальные.
Зюйдвестка — непромокаемая шляпа с большими полями.
Каболка — пеньковая нить; составная часть всякого троса, свитая из волокон пеньки по солнцу.
Каботажное судно — судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.
Картушка (на компасе) — бумажный или слюдяной круг, соединенный с магнитной стрелкой. Круг разделен на 32 деления, называемых румбами, и на градусы. Каждое деление, кроме того, разделяется на четыре части (на четверти румба).
Кают-компания — большая каюта для общего пользования командного состава.
Квадрант — старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. Лимб квадранта составляет 1/4 часть окружности.
Кильватер — 1) струя сзади судна, образующаяся при его ходе; 2) строй, когда корабли идут один за другим.
Кильсон — продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий связь между ними и продольную крепость судна. Обычно расположен над килем.
Кливер — косой треугольный парус на носу корабля или шлюпки.
Клотик — деревянный точеный толстый кружок или сплюснутый сверху и снизу шар, надевающийся на топ (верх) мачты или стеньги. Имеет шкивы для флага-фалов — снастей, поднимающих флаги.
Клюз — сквозное отверстие в борту, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.
Кок — корабельный повар.
Коммодор — в США — офицер самого высокого ранга в американском флоте середины XIX века. Тогда в Америке еще не было звания адмирала.
Корвет — трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, имел 20–30 орудий, предназначался для разведок и посылок, а иногда и для крейсерских операций.
Кофель-нагель — металлический или деревянный болт, служащий для навертывания на него снастей.
Кранец (кранцы) — мешок, набитый паклей и оплетенный тонким тросом, вывешиваемый за борт судна для предохранения от повреждения при подходе к другому судну, пристани и т.п.
Краспица — поперечный брус (относительно продольных).
Крюйс, крюйсельный — составная часть наименований всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих к бизань-мачте.
Кубрик — самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже ее идет трюм.
Купор — корабельный бочар.
Лаг — инструмент, имеющий вид сектора; служит для измерения пройденного расстояния. Устройство его основано на том, что при равномерном ходе по расстоянию, пройденному кораблем в минуту или в пол-, четверть минуты, можно судить о расстоянии, проходимом в час.
Лаг-линь (лаглинь) — линь, который привязывается к лагу.
Лагун — бак с кранами для питьевой воды.
Лебеза — инструмент для забивания конопатки в пазы.
Левентик (привести в левентик) — положение парусов по направлению ветра так, чтобы они полоскали.
Леер — туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест; также прикрепляется к реям, для того чтобы привязывать к ним прямые паруса.
Линейный корабль — трехмачтовое военное судно, несущее от 80 до 120 пушек и предназначенное для боя в кильватерном строю.
Линь — тонкий пеньковый трос, менее 25 мм толщиной.
Лисель — дополнительный парус, который ставится сбоку прямых парусов на фок- и грот-мачтах при попутном ветре.
Лопарь (лопарь талей) — трос или конец, продернутый в блоки и образующий с ними тали.
Лот — прибор для измерения глубины воды с судна; в старину линь с грузом.
Лот-линь (лотлинь) — тонкий трос, к которому прикреплен лот.
Марлинь — линь, спущенный (свитый) из двух нитей.
Марс — площадка на мачте в месте соединения ее со стеньгой; служит для разноски стень-вант, а также для работ по управлению парусами.
Марса — приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса-рею.
Марса-рей — второй снизу рей, к которому привязывается марсель.
Марсафал (марса-фал) — снасть, которой поднимается марсель.
Марсель — второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Марсовой — работающий по расписанию на марсе.
Мушкель — деревянный молоток, применяемый при такелажных работах.
Нагель — болт с продолговатой фигурной головкой.
Найтов — перевязка тросом двух или более рангоутных деревьев или других предметов, а также соединение двух толстых тросов одним тонким.
Найтовить — связывать веревкой, делать найтов.
Нактоуз — деревянный шкапчик, на котором установлен компас.
Нок — оконечность всякого горизонтального или почти горизонтального рангоутного дерева.
Обстенить паруса — положить паруса на стеньгу, т.е. поставить их так, чтобы ветер дул в переднюю их сторону и нажимал их на стеньги, дабы дать судну задний ход.
Огон — обнос снасти вокруг чего-либо петлей.
Острога — копье, которым бьют китов и крупных рыб.
Отваливать — отойти на судне или шлюпке от пристани или от борта судна.
Пакетбот — небольшое морское почтово-пассажирское судно.
Пассат — ветер с постоянным направлением, дующий от субтропической области к экватору. Сохраняет свое направление в течение целого года.
Перлинь — корабельный пеньковый трос толщиной от 100 до 150 мм по окружности.
Перты — веревки под реями, служащие упором для ног при креплении парусов.
Планшир, планширь — 1) деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта; 2) деревянный брус с гнездами для уключин, идущий по бортам шлюпки и покрывающий верхние концы шпангоутов.
Подветренная сторона, подветра. — Если судно идет правым галсом, то левая его сторона называется подветренной и обратно. Подветренный борт — противоположный тому, на который дует ветер.
Полубак — надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня.
Привести к ветру — взять курс относительно ветра, ближе к ветру, ближе к линии бейдевинда.
Рангоут — общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.
Рифы (брать рифы; зарифленный) — горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность.
Румб — 1) единица угловой меры, равная 1/32 окружности; 2) направление (от наблюдателя) на любой предмет или точку горизонта и угол между направлением любой из этих линий и меридианом, на котором находится наблюдатель.
Румпель — рычаг для поворачивания руля.
Руслень — площадка снаружи борта судна, на высоте верхней палубы; служит для отвода винта.
Рым — железное кольцо, вбиваемое в разных местах судна для закрепления за него снастей.
Рында, бить рынду — условный сигнал, который бьют в судовой колокол (рынду) во время тумана.
Рыскать — вилять то в одну, то в другую сторону.
Салинг — площадка на мачте в местах крепления рей.
Свайка — инструмент, заостренный на конце. Железная свайка используется для отделения прядей троса; деревянная применяется при шитье парусов.
Свистать («Свистать всех наверх!»). — Команда на судах вызывается наверх свистком в дудки; таким же свистком сопровождается всякая работа.
Склянки — на флоте удары в колокол через получасовой промежуток времени; счет начинается с полудня: 12.30 — один удар, 13.00 — два удара и т.д. до восьми, когда счет начинается сначала. Название произошло от склянки песочных часов.
Слани — доски настила на дне шлюпки.
«Собачья вахта», «собака» — жаргон: полувахты от 16 до 18 и от 18 до 20. Полувахты были созданы для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.
Сплеснитъ (сплеснивать) — соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.
Стаксель — косой парус, поднимаемый по лееру.
Стеньга — дерево, служащее продолжением мачты. Брам-стеньга — дерево, служащее продолжением стеньги.
Табанить («Табань!») — двигать весла в обратную сторону.
Такелаж — все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъема и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.
Тали — система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.
Тимберс — деревянный шпангоут.
Топ — верх, вершина вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги.
Топенанты — снасти бегучего такелажа, служащие для поддержания рей, выстрелов.
Топ-краспицы — тонкие параллельные бруски на верхушке грот-мачты. На китобойце служат для стояния дозорного.
Траверз — направление, перпендикулярное к курсу судна. «Быть на траверзе» — быть на линии, перпендикулярной к судну.
Травить, вытравить — здесь: ослаблять, перепускать снасть.
Транец — плоский срез кормы шлюпки, яхты или другого судна.
Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся позади мачты в дополнение к прямым парусам.
Трос — общее название всякой веревки на корабле; толщина его измеряется по окружности.
Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема на судах реев, парусов, сигнальных флагов и пр.
Фальшборт — обшивка борта судна выше верхней палубы.
Фок — самый нижний парус на передней фок-мачте.
Фок-мачта — первая, считая с носа, мачта.
Фор — слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.
Фор-марс — марс на фок-мачте.
Фор-марсель — парус второго яруса на фок-мачте.
Форштевень — продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.
Фрегат — трехмачтовое парусное военное судно, имевшее одну закрытую батарею.
Шаланда — небольшое грузовое судно.
Швартов — канат для прикрепления судна к пристани, к другому судну и т.д.
Шканцы — часть верхней палубы от грот- до бизань-мачты или до начала кормовой части (юта).
Шкафут — средняя часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты.
Шкив — колесико в блоке с желобком для троса.
Шкипер — старое название капитана грузового судна.
Шкот — снасть бегучего такелажа, служащая для управления парусами или их растягивания по гику и рею.
Шлюп — судно больше брига, но меньше корвета.
Шлюпбалка — выдающаяся за борт судна балка для подъема и спуска на воду шлюпок. Обычно устанавливаются две шлюпбалки — носовая и кормовая.
Шпангоуты — ребра судна, к которым крепится обшивка. Придают судну поперечную крепость.
Шпигат — сквозное отверстие в борту или палубе судна для стока воды.
Шпиль — ворот в виде барабана, вращаемого на вертикальной оси. Применяется на судах для подъема якоря, для тяги рыболовных сетей и других целей.
Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая рангоутные деревья — мачты, стеньги, бушприт и т.д. — спереди в диаметральной плоскости.
Штерт — тонкий короткий тросовый конец.
Шторм-трап (штормтрап) — веревочный трап, свешиваемый за кормой судна.
Шхуна — парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.
Ют — кормовая часть верхней палубы, сзади бизань-мачты.
ПЕРЕВОД АНГЛИЙСКИХ МЕР В МЕТРИЧЕСКИЕ
Акр — 0,405 га
Арпан — 307,71 га.
Дюйм — 2,54 см
Фут — 0,305 м
Ярд — 0,915 м
Сажень морская — 1,83 м
Миля морская — 1,85 км
Лига морская — 5,56 км.
Унция — 29,8 г
Фунт — 453,6 г
Пинта — 0,568 л
Кварта американская — 0,946 л
Галлон — 4,55 л
Баррель («бочка») — мера вместимости и объема жидких и сыпучих тел в различных странах — от 115 до 164 л.