МЕТАМОРФОЗЫ ТАЙВАЯ

Каланов Н.А.

     Есть у моряков древняя традиция – называть географические объекты в честь своих кораблей. На карте Мирового океана тысячи таких названий. Как вехи на маршрутах смелых мореходов, встречаются во всех океанах и имена русских кораблей. Особенно много их на картах морей Северно-Ледовитого океана и Дальнего Востока: бухта Гавриил в Беринговом море, пролив Фортуна между Курильскими островами, бухта Диана в Охотском море, подводный желоб Святой Анны на юго-востоке от Земли Франца-Иосифа, острова Геркулес и Ермак, банка Персей, остров Ленин в Карском море… Еще в прошлом веке на острове Сахалин появился мыс Евстафий, названный в память о линейном корабле «Святой Евстафий», героически погибшем в сражении при Чесме в 1770 году. Советские гидрографы продолжили эту традицию, назвав в честь кораблей-героев русско-японской войны – крейсера «Новик» и миноносца «Стерегущий» – острова у Северной Земли.

      Более чем в 250 арктических топонимах, связанных с именами кораблей, упоминается около 150 кораблей и судов русского и советского флотов. Чаще всего встречаются названия судов-первопроходцев, участников морских научных экспедиций. Огромную роль в исследовании ледовых морей сыграли гидрографические и гидрологические работы русских военных кораблей. С середины прошлого века они регулярно выходили в моря для защиты промысловых угодий от браконьеров и для описи побережий. Их имена носят банка и мыс Вестник, остров Жемчуг, рейд Наездник в Баренцевом море, бухты Самоед и Бакан на Новой Земле, мысы Африка и Гайдамак, бухты Всадник и Стрелок в Беринговом море, залив Забияка и скала Разбойник в Охотском море.

      Из гидрографических судов в нашем столетии наибольшую славу завоевали ледовые транспорты «Таймыр» и «Вайгач». Им принадлежит «открытие века» – обнаружение архипелага Северная Земля. Кстати, это название архипелаг получил только 12 лет спустя. Участники экспедиции на «Таймыре» и «Вайгаче» называли его Земля Тайвай (от начальных слогов названий кораблей). Это же название употреблял в интервью представителям прессы и начальник экспедиции А. Вилькицкий. Каково же было удивление первооткрывателей, когда они прочли в зарубежных газетах о Земле Николая II. Журналисты, по-видимому, рассуждали так: раз австрийцы назвали открытые ими острова Землей Франца-Иосифа – в честь своего императора, то и русские обязательно увековечат имя своего монарха на морской карте. Благонамеренная печать России подхватила это название и разрекламировала его.

      13 января 1915 года Морское Министерство «утвердило» Землю Николая II , но до@ался выполнять приказ о переименовании и вторично направил ходатайство. Временное правительство уступило – 28 апреля 1917 г. кораблю присвоили имя «Борец за свободу».

      Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую главу в истории корабельных названий. Моряки Красного Флота положили начало новым, советским традициям в наименовании кораблей, стараясь в то же время по-возможности сохранять установившиеся обычаи. В годы гражданской войны названия кораблей остались в основном без изменений, навсегда исчезли с бортов лишь наиболее одиозные. Переименования коснулись многих судов торгового флота, мобилизованных для нужд обороны и составивших основу речных военных флотилий. Матросы давали своим кораблям названия, ярко отражавшие историю борьбы с самодержавием, преданность ленинским идеям, бесстрашие и отвагу воинов революции.

      Проявляя глубокое уважение к вождю мирового пролетариата, моряки просили увековечить имя Владимира Ильича в названиях кораблей. Такую лениниану открыл 28 января 1919 года вспомогательный крейсер Астрахано-Каспийской флотилии «Ильич» («бывший пароход «Бамбак»). Он активно участвовал в обороне Царицына и Астрахани, в боях против белогвардейцев и английских интервентов на Каспии. В начале мая крейсер помог эсминцу «Карл Либкнехт» в захвате вражеского посыльного судна «Лейла», на котором находилась деникинская военная делегация, следовавшая с важными оперативными документами к Колчаку. Во многие речные и морские флотилии входили корабли с именем Ленина на борту; матросы гордились этим и подвигами доказывали свою преданность вождю революции.

      Для того чтобы лучше почувствовать, насколько ответственно красные бойцы относились к такому почетному наименованию, можно привести следующий пример. При образовании Днепровской военной флотилии бронекатеру No2 присвоили в марте 1919г. название «Ленин», однако командующий Украинским флотом член Реввоенсовета республики В.А.Антонов-Овсеенко вполне справедливо посчитал, что такое высокое имя необходимо завоевать. Катеру возвратили прежний номер, и только через год другое прославившееся в боях судно заслужило право носить имя В.И. Ленина; здесь работал штаб командующего Днепровской военной флотилии.

      Под красным флагом – символом революции – сражались военные моряки на фронтах гражданской войны. Слово «красный» стало ассоциироваться в народе со всем революционным, передовым. Вот почему матросы писали на бортах и рубках кораблей и судов «Красное знамя», «Красный флот», «Красноармеец», «Червоный казак», «Красная заря», «Красный Петроград», «Красный Таганрог», «Саркана Латвия» («Красная Латвия»). Пафос классовой борьбы соединился с героизмом, энтузиазмом масс, с романтикой трудных, но незабываемых лет, и родились новые корабельные имена: «Власть Советов», «25 октября», «Советская Россия», «Совет», «Борец за коммуну», «Авангард революции», «Защитник трудящихся», «Беднота», «Пролетариат», «Революция», «Коммуна», «Коммунист», «Комсомол», «Комиссар», «Агитатор», «Правда», «Федерация», «Совнарком», «Труд»… Имена агитационно-просветительных пароходов «Факел социализма», «Большевик», «Красная звезда» хорошо знали на Волге, Дону, Днепре, Каме и Каспийском море. В районы, освобожденные от белогвардейцев и интервентов, эти суда несли правду о Советской власти, способствовали росту влияния ленинских идей, политической сознательности.

      Многие имена своим кораблям моряки завоевали в боях с контрреволюцией. Доблесть и мужество проявили экипажи в сентябре 1918г.: «Под Казанью флотилия покрыла себя славой. Все суда соревновались в героизме и преданности рабочему классу», – отмечалось в приказе Реввоенсовета Республики («Волжская военная флотилия в борьбе за власть Советов» (1918-1919). Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1979, с. 90-91). Кораблям дали новые революционные названия: «Царицын» переименовали в «Товарищ», «Ольгу» – в «Авангард революции», «Пересвет» – в «Борец за коммуну», «Олень» – в «Борец за свободу» и т.д. В последующих боях красные матросы доказали, что их корабли достойны славных имен. За подвиги в боях на Волге «Борец за свободу» удостоился высшей в то время боевой награды Советской республики – Почетного революционного Красного знамени ВЦИК.

      1 октября 1918 года при овладении селом Пьяный Бор погиб флагманский корабль Волжской военной флотилии «Ваня» No5. До последней минуты оставался на мостике помощник командующего флотилией Н.Г.Маркин. В память о нем 15 октября вышел приказ о переименовании вооруженного парохода «Добрый» в «Товарищ Маркин». Кроме того, было решено первый готовившийся войти в состав флотилии корабль назвать именем погибшего флагманского судна. 22 октября переоборудованный и вооруженный пароход «Дегтярев» получил имя «Ваня-коммунист» No9. С боями прошел он всю гражданскую войну, затем ударно трудился на волжских просторах и погиб под Сталинградом уже в годы Великой Отечественной войны.

      Никогда не забывали моряки своих боевых товарищей, отдавших жизнь в борьбе за светлые идеалы коммунизма в дни революций и на фронтах гражданской войны. Навечно зачислены в списки корабли с именами руководителей матросских выступлений: «Моряк Матюшенко», «Лейтенант Шмидт», «Частник», участников Октябрьской революции, борцов за Советскую власть, деятелей Коммунистической партии, командиров Красной Армии и Флота: «Ковалев», «Товарищ Шмелев», «Павлин Виноградов», «Нариман Нариманов», » Али Байрамов», «Товарищ Желиховский»; бакинских комиссаров: «Товарищ Петров» (бывшее посыльное судно «Лейла»), «Яков Зевин», «Товарищ Шаумян», «Алеша Джапаридзе», «М.Азизбеков» и другие. Имена погибших от рук контрреволюционеров продолжали жить в названиях («Память товарища Урицкого», «Урицкий», «Память Володарского», «Володарский», «Рошаль», «Память Рошаля») и служить примером для защитников революции, оставаясь символом преданности делу партии коммунистов, верности трудовому народу.

      Борьба русского народа за свое освобождение имеет глубокие корни, вековую историю. Вот почему в Красном флоте не могли не появиться такие названия, как «Атаман Разин», «Стенька Разин», «Емельян Пугачев»; ряд судов получил имена деятелей, связанных с революционным движением: «Желябов», «Софья Перовская», «Кибальчич», «Степан Халтурин», «Радищев», «Герцен», «Максим Горький» и других. В память об этапах борьбы за свободу и социальную справедливость появились такие названия кораблей, как «Декабрист», «Народоволец», «Социалист», «Республиканец», «Большевик».

      Высокая классовая сознательность, солидарность рабочих и крестьян Страны Советов с пролетариатом и угнетенными народами всего мира ярко проявились в годы гражданской войны. В память о деятелях французской революции и героях освободительного движениях корабли и суда получили имена «Жан Поль Марат», «Марат», «Робеспьер», «Мирабо», «Гарибальди», «Джузеппе Гарибальди» и другие. Моряки гордились названиями «Карл Маркс», «Фридрих Энгельс». Выражением интернациональной солидарности с трудящимися Европы стали имена, присвоенные в честь в честь руководителей социалистических и коммунистических партий: «Франц Меринг», «Роза Люксембург», «Карл Либкнехт», «Бебель», «Жан Жорес», «Бела Кун», «Фридрих Адлер». Рождение Советских республик в Венгрии и Баварии запечатлено в названиях плавбатарей Северо-Двинской военной флотилии «Венгрия» и «Бавария». Образование Коминтерна отмечено наименованиями «Интернационал» и «III Интернационал».

      Революция и гражданская война вписали в анналы истории фамилии талантливых руководителей партии, военачальников. Они увековечены в названиях «Товарищ Калинин», «Яков Свердлов», «Свердлов», «Дзержинский», «Подвойский», «Альтфатер», «Раскольников», «Тухачевский», «Уборевич», «Буденный» и другие. Выбирая такие имена, моряки проявляли внимание к замечательным людям, веру в их талант, преданность делу Ленина.

      Советские моряки продолжили замечательную традицию своих предшественников называть легкие боевые единицы флота прилагательными, которые определяли их качественные характеристики. На Днепре, Припяти и Березине в 1919-1920 гг. успешно действовали в составе Днепровской военной флотилии «Геройский», «Грозящий», «Губительный», «Малый», «Могучий», «Мстительный». За смелый прорыв в районе Лоево-Триполье и успешные действия у Киева эти корабли удостоились высших наград Республики – Почетных революционных Красных знамен, а военные моряки – орденов Красного Знамени. Ветеран флотилии канонерская лодка «Верный» в начале Великой Отечественной войны была представлена к ордену Ленина за героизм и отвагу экипажа, но вручить награду не успели. 25 августа 1941г. лодка погибла в бою с авиацией противника в районе Сухолучья.

     В далекое прошлое ушли корабли – участники былых сражений. Но их слава живет, как живут революционные и боевые традиции моряков. Символами бессмертия легендарного прошлого стали надписи на бортах современных кораблей. Ярко горят сделанные золотой вязью славные имена, родившиеся в годы революции и гражданской войны, имена, которые навеки вошли в историю нашей Родины.