ИДУЩИЕ ПРОТИВ ВЕТРА

Каланов Н.А.

     В истории мореплавания рядом с именами отважных первопроходцев неизменно упоминаются названия судов, на которых совершены открытия. Этим отдаются дань признательности кораблям, делившим вместе с экипажем опасности дальних плаваний.

      Сотни морских экспедиций побывали за четыре столетия в Арктике. Начиная с XVI века западноевропейские народы проявляли большой интерес к поиску Северного пути в Китай. Так, в 1553 году в море вышла английская флотилия купеческих судов с соответствующими их назначению названиями: «Благое упование», «Благая надежда», «Эдуард Благое Начинание» (в честь короля Англии Эдуарда VI). Однако надеждам моряков на удачное и прибыльное плавание не суждено было сбыться. Два первых судна погибли, а последнее едва достигло Холмогор. Через три года другое английское судно «Ищи прибыль» (иногда переводят как «Ищи наживу») вышло на поиски Китая. Его капитан Стефан Барру благодаря русским лоцманам-поморам смог дойти до Югорского Шара.

      В следующие века иностранные суда неоднократно пытались проникнуть в Русскую Арктику и пройти путь на запад через полярные моря. В основном эти исследования ограничивались описанием островов Шпицбергена, Новой Земли, архипелага Земля Франца-Иосифа, а на востоке – берегов Чукотского полуострова. Наибольшую известность приобрела шведская «Вега» (по названию звезды). В 1878 – 1879 годах под руководством А. Норденшельда она прошла из Атлантического океана в Тихий с одной зимовкой. По тем временам это было огромным достижением. День прибытия «Веги» в Стокгольм ежегодно отмечается в Швеции как национальный праздник. В честь героического события в Швеции учреждена медаль. Награда, носящая имя судна, – явление уникальное. Ею бывают удостоены ученые, путешественники и исследователи, сделавшие значительные открытия. Среди русских в 1926 году «Вегой» награжден Б. Вилькиций, в 1959 – полярный исследователь М. Сомов. Эту медаль получил известный мореплаватель Тур Хейердал.

      Другим знаменитым полярным судном, совершим трехлетний (1893-1896) высокоширотный дрейф, стал «Фрам» («Вперед») норвежского полярника Ф. Нансена. Корабль английского капитана Гаттераса из прик-люченческого романа Жюля Верна носил то же название – «Форвард». Кстати, наследницей другого жюль-верновского корабельного имени стала американская субмарина «Наутилус» («Кораблик»). На ней в 1931 году отставной летчик Х. Уилкинс пытался достичь Северный полюс подо льдом океана. Впервые добиться этого смог экипаж американской атомной подводной лодки с тем же названием в 1958 году. Страницы истории освоения Арктики хранят немало романтических и неожиданных названий судов: «Идущий против ветра», «Открытие», «Совместный выигрыш», «Террор», «Ужас», «Капелла».

      В начале XX века «белыми пятнами» на географических картах остались только области Южного и Северного полюсов. К их открытию рвались представители многих стран с мечтой водрузить свой национальный флаг на «макушках Земли». Отсюда и названия: «Германия» и «Ганза» – суда немецкой полярной экспедиции, «Мод», названное Р. Амундсеном в честь королевы Норвегии, «Теодор Рузвельт» – американца Р. Пири. Имена «Норвегия» и «Италия» получили дирижабли участников покорения Северного полюса. Погоня за приоритетом порождала наименования в честь царствующих особ и членов правительства и на географической карте.

      Совсем по иному принципу получали имена арктические суда России. В большинстве случаев – в честь географических пунктов Сибири и Арктики, в память первопроходцев и ученых, исследовавших эти края: шлюпы «Охотск» и «Большерецк» (экспедиция В. Беринга), дубель-шлюпки «Тобол» (экспедиция Д. Овцына и Ф. Минина) и «Якутск» (В. Прончищего и Х. Лаптева), бот «Иркутск» (экспедиция П. Ласиниуса).

      В великой эпопее освоения Севера значительный след оставили суда с именем «Новая Земля». Первым из них был бриг экспедиции А. Лазарева. В 1819 году он безуспешно пытался пробиться к берегам Новой Земли. Другой бриг, построенный специально для изучения острова, возглавлял лейтенант Ф. Литке, будущий адмирал, основатель Российского географического общества. Традицию продолжил карбас экспедиции Пахтусова. В 1832 году вместе со шхуной С. Моисеева «Шпицберген» он совершил замечательный поход вокруг Новой Земли, подарив миру карту его восточного побережья. Кроме этих судов в течение шести навигаций описывал побережье Белого и Баренцева морей бриг «Лапоминк», получивший свое имя от бухты в дельте Северной Двины.

      Имена великих сибирский рек носили на своем борту коч «Обь» (экспедиция С. Малыгина), бот «Оби-почтальон» (экспедиция Д.Овцына), судно «Ясанша» (экспедиция Г. Сарычева). В 1832 году при попытке пройти в Енисей погибла шхуна «Енисей». В 1878 году пароход «Лена» стал первым паровым судном, прошедшим на одноименную реку. С 1912 года совершал регулярные рейсы на Колыму пароход «Колыма».

      Арктическая традиция не прерывалась и в последующие годы. Ледоколы-близнецы «Таймыр» и «Вайгач» названы по островам Ледовитого океана. На их долю выпала честь совершить самое большое открытие XX века – архипелаг Северная Земля и впервые за одну навигацию преодолеть путь с востока на запад через северные моря.

      Традиция наименования экспедиционных судов жива и поныне. В Северном Ледовитом океане работают советские атомные ледоколы «Сибирь», «Севморпуть», «Арктика», «Россия»