КАК АДМИРАЛ У СТАРЛЕЯ СТАТЬЮ «СЛИЗАЛ»

Каланов Н. А.

 

Не секрет, что вся истории пишется на костях прежних историков. В советские и постсоветские времена были «заслуженные» морские историки, "писавшие" книги и статьи, которые, на поверку, оказываются, говоря по-детски - «слизанные», у других авторов. Одним из них был контр-адмирал Дыгало Виктор Ананьевич. Им написана книга – «Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло/ Под ред. И.Ф.Цветкова. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.- 352 с. Тираж 50 000 экз. В аннотации этой книги о В.А.Дыгало сказано, что он – «Автор, русский моряк, контр-адмирал, до тонкостей знающий дело, рассказывает о флоте, его обычаях, устоях и традициях – от истории флота и знаков различия до узлов и склянок». Ну, что ж, товарищ контр-адмирал, посмотрим, что вы за автор «тонко знающий дело». Сравним текст статьи Каланова Николая Александровича - впервые напечатанный в газете «Водный транспорт №103-4 от 31 августа 1988, называлась статья « Вахте о вахте» - с главой (которая имеет тоже название) из книги В.А.Дыгало «Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло», которая вышла 1993 г. Совпадающий текст обозначен красным цветом. Как видно из текста контр-адмирал Дыгало (С 1990 года — профессор Академии Военных наук) не все «улизнул» у автора статьи «Вахте о вахте» старшего лейтенанта Каланова Н.А., а мог бы и весь материал перетащить к себе.

 

 

Каланов Н.А..
  ВАХТЕ О ВАХТЕ

Газета «Водный транспорт №103-4 от 31 августа 1988
Издревле для обеспечения безопасности плавания судна моряки делили сутки на определенные промежутки времени - вахты /смены/. "Моряк постоянно на вахте", - и в море, и в порту. До конца XVII века матросские сутки были разделены на восьмичасовые вахты, что было крайне утомительно и осложняло жизнь на море. Считается, что первым этот порядок изменил знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. По расписанию, "первая вахта" имела нечетные номера и работала во время аврала на правой стороне судна, соответственно, "вторая вахта" на левой.

Эти вахты англичане в шутку называли "правая сторона булиня" и "левая сторона булиня".
Теперь становятся понятными старинные морские команды: "Первая на вахту!", "Обе на вахту!". Суточное время делилось так: четыре часа на палубе и столько же внизу или, как говорили, на подвахте. Ночные смены официально назывались: "первая" с 20.00 до 24.00, "средняя" с 00.00 до 04.00, "утренняя" с 04.00 до 08.00. При таком распорядке получалось, что одна из вахт работала на палубе восемь часов, а вторая только четыре. Однако и днем после дежурства матросы "первой вахты" не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было очень тяжело, и чтобы хоть как-то повысить работоспособность, дать отдых команде, придумали делить сутки не на шесть частей /т.е. по четыре часа/, а на семь. Для этого вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухчасовые вахты, благодаря чему каждую ночь часовые вахты сдвигались и матросы не находились в одно и то же время на палубе.

Вахту с 16.00 до 20.00 англичане называли "собачьей вахтой", а двухчасовые полувахты - "вахтой с обрезанным хвостом" или просто "обрезанной вахтой". Такое не очень звучное имя она получила не случайно. На 16.00 заканчивались дневные работы и свободная смена отправлялась отдыхать. В это же время вахтой обычно командовал капитан, а уж он не давал спуску матросам. Может быть, поэтому такую вахту еще называли "образцовой", а в военном флоте - "адмиральской". Кстати, скользящий или сдвигающий график вахт был принят только у военных моряков. В торговом флоте смены были в основном постоянными и назывались "стоячими". Для удобства каждая из них имела свой цвет, соответственно, первая - красный, вторая - синий, третья - желтый. С такой расцветкой рисовали план распорядка дня, отдыха, работы и т.д.
Со временем, на других флотах стали вводить английский порядок несения дежурства, а полувахты стали называть

"английской собакой" или "хитрой вахтой". Однако такая система была не единственной, - как говорится, "на каждом флоте свои порядки в почете". Так, у русских моряков дневная вахта длилась с12.00 до 18.00, т.е.6 часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00 и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским "собакам". В военно-морском флоте в связи с требованием повышения бдительности и неотлучного пребывания в готовности на различных постах, вахта велась и ведется в три смены. Еще в морском уставе Петра I, изданном в 1720 году, вменялось в обязанности командирам кораблей "главнейшим делом" расписать "всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т.п." Надо отметить, что с петровских времен почти до конца XVIII века русские моряки применяли так называемое морское исчисление времени, в котором сутки начинались с полудня предшествующего дня по гражданскому календарю. Морское счисление опережало гражданский календарь на 12 часов! Но как бы не спешило "морское время", жизнь моряков продолжала оставаться тяжелым и опасным трудом. К примеру, в плаваниях нормальная продолжительность дежурств считалась 4 часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий и пр. ее длительность решением командира могла меняться от 2 до 5 часов. Такой порядок сохраняется и в наши дни в военном и торговом флотах. За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы придумали свои названия, многие из них давно забыты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.

 

Уже упомянутая организация службы в две смены (будь они по 2 или 4 часа), когда промежутки для отдыха малы, англичане прозвали вахтами "с носков на пятки, с пяток на носки". Первые отечественные мореходы, поморы, называли вахты "переменами", а подвахты - "подпеременами".
При обычном делении суток на трехсменные вахты первая из них стояла днем с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли вахтить молодым, малоопытным морякам. Отсюда у русских моряков бытовало ее название - "детская вахта" или "сама стоит" (т.е. без особых усилий), еще ее называли "пионерской" или даже "пенсионерской". Вечернюю половину именовали "прощай молодость", так как она занимала самое драгоценное для молодежи время - вечер.
Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали "послеобеденное стоячее лежание". Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались "адмиральского часа". Так назывался узаконенный Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда "свистать к вину и на обед") и заканчивающегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку (а позже и вино) давать перестали, но "адмиральский час" строго соблюдается и в наши дни.
Кстати, в английском флоте обеденный перерыв и отдых после обеда в шутку называют "счастливый час" или "счастливое время".
"Ночная вахта с 12 до 4 утра считается за самую скучную и несносную, потому что все судно после дневных трудов вкушает самый сладкий сон, а вахтенные принуждены бывают проводить это время без сна, может быть, под дождем, подвергаясь то сильному ветру на севере, то удушливому зною в тропиках", - так писал офицер Максимов, участник кругосветного плавания на клипере "Стрелок". Это время дежурства англичане называли "вахтой склеивающихся глаз", а также "длинной" или "кладбищенской". Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее "плоскостопой" (не присядешь, иначе заснешь). И почти на всех флотах мира и по сей день эта вахта называется "собачей вахтой" или просто "собакой". Само название красноречиво говорит, что это за вахта.
Есть вахта во время полночного мрака, ее моряки окрестили "собака".
"Собака" не лает,
не треплет за брюки,
не лижет в восторге хозяину руки.
Знай, ежели подкрадется, однако,
тебе задремать не позволит "собака".
(И.И.Радченко "Вахта "собака")
Имя следующей вахты, с 04.00 до 08.00, имеет более благозвучное название - "Диана". Так в честь утренней звезды Дианы назвали ее итальянские моряки.

В Голландии она называется "дневной". Вторая половина этой вахты, с 16.00 до 20.00, когда-то называлась "английской собакой", а с введением трехсменной вахты она стала самой любимой и удобной для моряков. Отстоял матрос утреннюю вахту, а впереди почти весь день свободен, все можно успеть сделать.

После вечерней половины можно неплохо отдохнуть, а если судно на берегу, то провести вечер на берегу. Может быть, поэтому она и называется "королевской", или, проще,"хорошей вахтой".

Кроме этих названий на флоте бывали и другие. Например, вахту, назначаемую в туман для усиления бдительности, называли "туманной".

На языке англичан-механиков "дроссельная" вахта - это беспокойная вахта, когда судно испытывает сильную килевую качку и нужно постоянно регулировать обороты двигателя, то уменьшая, то увеличивая их. Сон шутники прозвали "коечной" вахтой.

Самой хлопотной считается вахта, когда судно приходит в порт или выходит из него. Ее русские матросы именуют "козлиной". Да и действительно, кому хочется быть "козлом отпущения", когда все свободные от работ и вахты уходят в город в увольнение или разъезжаются по домам. Иногда стояночные ночные вахты делают с ноля до восьми утра, то есть во всю ночь, такую смену называют "всенощной". Традиционно у моряков считается признаком хорошего тона и высокой культуры прибытие на дежурство под последний удар четырехчасовой склянки, а ныне говорят "под последнее дыхание минутной стрелки". Когда смена опаздывает, это не только нарушение по службе, но и обстоятельство, которое всегда всем портит настроение. У англичан в таких случаях применяется выражение, что "пришла смена с запада". Оно появилось, потому что при движении судна на восток часовые пояса меняются в сторону уменьшения времени, а на запад (после Гринвича) - прибавление. Иногда нетерпеливый матрос, чтобы поскорее смениться, "подогревал склянку", т.е. раньше времени бил в колокол и переворачивал песочные часы. Такие поступки всегда наказывались самым строгим образом на всех флотах мира.
Названия и прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков.

Многие из них бытуют уже несколько столетий. Хочется верить, что эти морские выражения останутся в истории мореплавания, как интереснейшие страницы матросского фольклора.

 

 

 

 

Дыгало В.А..
  ВАХТЕ О ВАХТЕ

Глава № Из книги "Откуда и что на флоте пошло", 1993.
Средим многочисленных морских терминов нерусского проис­хождения есть один, очень тесно связанный со всей повседневной и боевой жизнью корабля, - вахта.
Это слово произошло, как уже говорилось, от немецкого Wacht-караул, стража. Вахта - это еще и особый вид дежурства на кораблях военно-морского и коммерческого флота, которое несется постоянно при нахождении корабля в море на ходу и при стоянке на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах.
На ходу нормальная продолжительность вахты - 4 часа, но в зависимости от обстановки (например, высокие или очень низкие температуры) продолжительность вахты решением ко­мандира корабля может быть сокращена.
Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменив­шаяся - подвахтенной.
При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несет ее в три смены.
До конца XVII в. матросские сутки были разделены на восьмичасовые смены, что крайне утомляло и осложняло жизнь экипажа. Считается, что первым этот порядок изменил английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил всю команду на две равные части и ввел четырехча­совые вахты. По расписанию первая вахта имела нечетные номера и работала во время аврала на правом борту судна, вторая вахта - на левом

. При необходимости выполнить какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвахтенная смена.
Теперь становятся понятными команды, подаваемые в старые времена на парусных кораблях: «Первая (вторая) на вахту!», «Обе вахты на вахту!». Суточное время делилось так: четыре часа смены на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: «первая» (с 20.00 до 24.00), «средняя» (с 00.00 до 04.00), «утренняя» (с 04.00 до 08.00). При таком распорядке получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая - только четыре. Однако и днем после дежурства матросы первой вахты не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми. Это было весьма утомительно, и, чтобы как-то повысить работоспособность и дать отдых личному составу, придумали делить сутки не на шесть частей, а на семь. Для этого вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каж­дую ночь часы смены сдвигались, и матросы не находились в одно и то же время на палубе

. Англичане называли двухчасовые полувахты «вахтой с обрезанным хвостом».

Со временем в других флотах стали вводить английский порядок несения дежурства, а полувахты стали называть «хитрой вахтой». Однако система с полувахтами прижилась не везде : как говорится, «на каждом флоте свои порядки в почете». Так, у русских моряков дневная вахта длилась с 12.00 до 18.00, то есть шесть часов. За ней шла двухчасовая вахта до 20.00, и далее по четыре часа. Как видно, русский матрос мог только позавидовать равномерным английским вахтам.

Однако со временем, учиты­вая опыт Северной войны, необходимость повышения бдитель­ности при длительном пребывании кораблей в море и неотлучное нахождение личного состава на боевых постах, в Российском флоте вахту стали нести в три смены. Уже в Морском уставе Петра I, изданном в 1720 г., «главнейшим делом» командиров кораблей определялось расписать «всю команду на три равные части по вахтам, а вахты по парусам, орудиям и т. п.». В плава­ниях нормальной продолжительностью дежурств считались че­тыре часа, но в зависимости от обстановки, климатических условий решением командира она могла меняться от двух до пяти часов.
За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы разных стран придумали свои названия.

Кроме тех, которые уже были упомянуты, существовали и другие. Многие из них забыты, но есть и такие, которые бытуют и по сей день.

При трехсменной вахте первая стояла днем с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00. Так как почти вся она проходила во время бодрствования, ее считали легкой и доверяли выполнение обязанностей молодым малоопытным морякам под контролем бывалых офицеров и старшин. Отсюда у наших моряков появи­лось название «детская вахта».
Особо трудной и тяжелой считалась вторая смена, она стояла днем с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Эту вахту английские моряки с иронией именовали «послеобеденное стоячее лежание». Русские матросы ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишились «адмиральского часа» - этого узаконенного еще Петром I обеденного перерыва, начинав­шегося с раздачи водки (звучала команда «Свистать к вину и на обед») и заканчивавшегося послеобеденным часовым сном. Со временем водку давать перестали, но «адмиральский час» строго соблюдается и в наши дни. «Ночная вахта с 12 ночи до 4 утра считается самой скучной и несносной, потому что все судно после дневных трудов вкушает самый сладкий сон, а вахтенные принуж­дены проводить это время без сна, может быть, под дождем, подвергаясь то сильному холоду на севере, то удушливому зною в тропиках» - так писал офицер Максимов, участник кругосветно­го плавания на клипере «Стрелок». Это время дежурства англи­чане называли «вахтой склеивающихся глаз», а также «длинной» (она кажется длиннее других) или «кладбищенской» (тишина! страшно! опасно!). Немецкие, шведские, голландские матросы именовали ее «плоскостопой» (не присядешь, иначе заснешь). И почти во всех флотах мира и по сей день эта вахта называется «собачьей вахтой» (Dоg wacht ), или просто «собакой». Само название красноречиво говорит, что эта за смена .

Название следующей вахты, с 04.00 до 08.00, имеет более благозвучное звучание - «Диана». Так в честь богини Луны из римской мифологии назвали ее итальянские моряки. Вторая половина этой вахты, с 16.00 до 20.00, когда-то называлась «английской собакой», но с введением трехсменной вахты она стала любимой и удобной для моряков. Отстоял матрос утрен­нюю половину, а впереди почти целый день свободный - можно успеть и отдохнуть, и личными делами заняться. Может быть, потому она и называется «королевской», или - проще - «хорошей вахтой». Кроме этих названий, на флотах бытовали и другие. Так, вахту, назначаемую в туман, для усиления бдительности, называли «туманной». Сон шутники прозвали «конечной» вах­той. Названия или прозвища вахт появляются и исчезают в зависимости от условий работы и быта моряков

Может быть, когда-нибудь исчезнут и сами вахты, все дежурство будут нести электронные роботы. Но будем надеяться, что память о них останется на страницах истории мореплавания.