АТЛАНТИЧЕСКАЯ ЭСКАДРА
Г. П. Белов
1968–2005
Санкт-Петербург
2012
Белов Г. П.
Атлантическая эскадра. СПб.: Береста, 2012,-
Книга посвящена историческим стобытиям становления и боевой деятельности 7 оперативной эскадры от начала ее образования и до последних дней службы в ВМФ. В ней приведены статистические данные всех этапов боевой деятельности эскадры,описано создание, строительство и освоение новейших кораблей и собраны воспоминания офицеров и адмиралов о ярких событиях службы на кораблях эскадры.
ОТ АВТОРА
Выражаю искреннюю признательность всем, кто помог мне в создании этой книги. Прежде всего, благодарю Виктора Романо- вича Карцева, без помощи которого эта книга не была бы издана. Он поверил мне и принял искреннее участиев моих творческих планах и поисках. Человек талантливый, честный и целеустрем- ленный, прямой и бескомпромиссный, откомандовавший двумя кораблями и не согнувшийся под напором неблагоприятных служебных и жизненныхобстоятельств. Его взгляды на службу на эскадре и исповедальные материалы о тяжелых командирских годах на ЭМ «Московский комсомолец» помогли мне глубже понять личность, психологию и внутреннюю сущность коман- диракорабля, его меру ответственности в море и во многом повлияли на мою оценку многих описываемых событий. Только благодаря ему книга стала реальностью – он стал щедрым спон- сором в ее издании.
В центре моего общения с огромным количеством адмиралов и офицеров эскадры были И. Н. Хмельнов и А. А. Кибкало, помо- гавшие мне в этом общении, находившие адмиралов и офицеров, поддерживавшие и подбадривавшие меня втяжелой работе по сбору материалов для книги и не позволявшие отступить от нача- того дела. Я выражаю искреннюю благодарность Игорю Николае- вичу за огромную поддержку в нелегком труде по сбору материа- лов об эскадре и егоготовность прийти на помошь, невзирая на обстоятельства.
С А. А. Кибкало, бывшим командиром БПК «Жгучий», нас связывает мимолетное знакомство во время службы на эскадре, две встречи в Москве и двухгодичная переписка по интернету. Но, несмотря на это, он был связующим звеном вмоих контактах с очень многими людьми и откликался на каждый зов и послание. Это ему я выплескивал все негативные моменты, свя- занные с отказом людей в столь нужной мне помощи. Он понимал меня и поддерживал в нелегкиемоменты сомнений в дальнейшей работе над книгой. Возможно, именно благодаря ему я удержался от желания бросить эту работу. «Геннадий, пиши, несмотря ни на что! Кроме тебя эту книгу никто не напишет», – эти слова он не разповторял мне в своих письмах. Спасибо тебе, Александр Александрович, за поддержку и помощь.
Я благодарен Николаю Наумовичу Мельнику, бывшему заместителем командира 170 бригады по политчасти, с которым
я никогда не был знаком во времена службы на эскадре. Для раз- дела о партийно-политической работе он подготовил материал на 28 страницах, написанный мелким каллиграфическим почер- ком, на что ему понадобилось более 14часов труда только для изложения текста. Уважаемый Николай Наумович, низкий вам поклон и искренняя благодарность.
Искренняя благодарность Владимиру Николаевичу Пыкову, второму командиру ТАВКР «Киев», который по-доброму откликнулся на мою просьбу и прислал большой рукописный труд своих воспоминаний.
Совершенно неожиданным для меня был теплый и добрый отклик на мои многочисленные запросы модераторов сайтов кораблей пр.1134, 1134А и крейсера «Мурманск» А. В. Кавуна и А. М. Власова. А. В. Кавун всегда по-флотскиреагировал на любой мой запрос по поиску информации по принципу: «Горячку пороть не будем, но чтобы к утру было сделано», находя и присы- лая запрашиваемую информацию, и консультировал по многим вопросам. Спасибо вам,дорогие друзья.
Неоценимую помощь и поддержку в процессе написания книги мне оказал Евгений Антонович Крескиян, бывший зампо- лит БПК «Адмирал Юмашев» и мой сослуживец по БПК «Сева- стополь». Благодаря его помощи я нашел оченьмногих из тех, кто помог в сборе материалов для книги. Он помог в решении мно- гих практических дел во время моих поездок в Москву по твор- ческим делам, связанных с книгой, и я нашел приют в его доме. Он вместе с Н. Н.Мельником помог мне написать нелегкий раз- дел о партийно-политической работе.
На мою просьбу о помощи искренне и с пониманием откликнулись бывшие командиры эскадры Ю. Г. Устименко, В. Г. Доброскоченко, Г. Я. Радзевский, начальник штаба 7 ОПЭСК И. Н Хмельнов. Они щедро делились воспоминаниямисобытий из боевой деятельности эскадры, поправляли меня и давали нуж- ные советы. С готовностью предоставили в книгу свои фотогра- фии бывшие командиры эскадры Ю. Г. Устименко, В. П. Еремин, В. Ф. Бессонов.
В меня искренне поверили Е.А.Мурашов, Я. В.Хохлов,
А. И. Толстик и А. Б. Аверин, которые откликались на многочисленные запросы и делились всем, что осталось в памяти о службе на эскадре. Ни один из них ни разу не сослался на занятость и житейские проблемы, и все ониоткли- кались и реагировали на мои письма и обращения немедленно. Хочу отдельно поблагодарить Андрея Борисовича Аверина,
щедро поделившегося информацией о боевой деятельности эскадры. Спасибо вам, дорогие друзья.
В процессе написания книги возникала необходимость анализа сложных внутренних событий на эскадре и на флоте. Моей второй совестью и добрыми советчиками в этом были незаурядные и талантливые люди – бывшийначальник штаба 120 бригады СФ и начальник штаба 5 эскадры В. В. Платонов, и замполит ЭМ «Современный» Ю. А Чистяков, давая мудрые советы и поправляя меня. Общение с ними было для меня учебой и, иногда, прозрением.
Благодарю своего сослуживца по 170 бригаде, 7 эскадре и 5 Управлению Штаба СФ и хорошего друга В. Л. Гаври- лова. Моего честного и строгого критика всего, что я написал, и в течение многих лет подставлявшего своеплечо и протяги- вавшего мне руку помощи.
Выражаю признательность и искреннюю благодарность А. И. Фролову, В. С. Ярыгину, С. В. Костину, С. В. Лебедеву, Г. А. Бронникову, А. В. Беляеву, Б. П. Пономареву, М. А. Пар- тала, В. А. Гокинаеву, О. Ю. Гурьянову, В. Л.Белкину, Б. Г. Шмук- леру, И. В. Коцу, Ю. С. Савченко, В. Ф. Лякину, А. В. Платонову, Г. И. Власову, А. И. Толстику, А. Н. Скоку, предоставившим свои воспоминания и дававшим мне бесчисленные консульта- ции по разным вопросамдеятельности эскадры. Я также бла- годарю своих старых сослуживцев и добрых флотских друзей С. Я. Кургана, В. И. Галенко, Ю. Е. Александрова, В. Л. Набокова, Н. М. Моисеева за доброе участие и постоянную поддержку.
Хочу поблагодарить семьи наших товарищей, ушедших из жизни, которые откликнулись и прислали фотографии их мужей и отцов – А. И. Скворцова, В. И. Зуба, Е. А. Скворцова, В.А. Колмагорова, В. Г. Баранника, Ю. Г.Ильиных, А. К. Жаха- лова, Р. А. Саушева, П. Г. Пунтуса.
Мои слова благодарности тем, кто откликался на мои письма и просьбы, оказывая посильную помощь и не оставляя без вни- мания ни один из моих запросов. Это В. В. Масорин, И. М. Капи- танец, П. М. Уваров, П. Г. Святашов, В. И.Рогатин, В. П. Затула, А. А. Пенкин, Е. А. Мартынович, А. В. Семин, М. Р. Готовчиц, В. И. Казаков, В. П. Ларин, В. Г. Правиленко, В. В. Щедролосев, М. А. Балашов, А. Н. Бородавкин, Б. С. Кондратьев, П. А. Глагола, И. С.Годгильдиев, В. А. Гришонков, В. П. Рудзик, Г. А. Ревин, Д. С. Огарков, С. Ф. Иванов, Н. С. Корягин, М. Н. Кобец, В. А. Котюх, Н. А. Мелах, Г. Я. Сивухин, В. Т. Милованов, В. А. Нечипуренко, Ю. Д. Оруджев, В. В. Питерцев, А. П.Романько, А. А. Светлов,
А. Ф. Азаров, Б. П. Черных, С. В. Шевченко, В. С. Шифрин, Н. А. Скок, Ф. П. Терещенко, С. И. Цюра, В. И. Войцеховский, Н. А. Марчуков, В. И. Лошаков, А. В. Коренной, С. А. Малышев, В. А. Хайминов.
Спасибо всем командирам кораблей 7 оперативной эскадры, кто прислал свои фотографии и внес свою лепту в создание книги. Это: В. А. Звада, Е. М. Сломенцев, В. Д. Верегин, В. А. Нечипуренко, В. Г. Милованов, В. В. Перегудов, Е. В. Седлецкий, Б. Д. Санников, К. С. Виноградов, Н. С. Жоров, П. Д. Костромицкий, Б. Н. Нашу- тинский, А. В. Бажанов, С. В. Леоненков, В. К. Чиров, Ю. Н. Шаль- нов, П. Седой.
Кроме того, выражаю признательность пользователям сайтов о ВМФ и всем сослуживцам кораблей пр.1134 и 1134А, кто отклик- нулся на запросы о помощи с материалами по эскадре и прислал короткие воспоминания и фотографии. ЭтоАлександр Федоров, Артур Курвяков, Владимир Карлышев, Николай Колесниченко, Дмитрий Сероус, Андрей Сотник, Сергей Федоров, Виктор Лапи- ков, Алексей Кольцов, Алексей Сальников, Сергей Ромашов, Павел Разоренов,Виктор Гришин, Михаил Ефимов, Владимир Тишкин, Александр Дубровский, Вячеслав Хлынцев, Вячеслав Федоровский, Юрий Рубцов, Юрий Шилов, Владимир Титаренко, Евгений Брулин, Владимир Киселев, Сергей Вощилко,Александр Лагно, Герман Максимов, Виталий Хегай, Батор Цыбендоржиев, Валерий Каращук, Сергей Белов, Евгений Кезик, Андрей Ушаков, Роман Московцев, Сергей Тевяшев, Георгий Коньков, Сергей Рубачев, Вадим Питерцев, ВикторТретьяков, Владимир Курилов, Николай Ломанов, Роман Балдин, Сергей Вощилко, Александр Лагно, Александр Ражев, Илья Джаксумбаев, Михаил Гончаров, Игорь Савельчев.
Не могу обойти вниманием и тех, кто наотрез или под различными предлогами не захотел сотрудничать и вступать со мной в контакт по материалам о 7 эскадре. Спасибо всем вам, что вы заставили меня с еще большимупорством заниматься поисками новых людей, источников и стимулировали меня в трудной работе.
Хочу выразить признательность моей жене Евгении, что она стоически вынесла мое трехгодичное неучастие в семейной и социальной жизни, понимая важность дела, которому я себя отдавал.
С автором можно связаться по Интернету.
Его адреса: gbelov1@verizon.net; gbelov1@yandex.ru; gbelov1@mail.ru.
ВСТУПЛЕНИЕ
Прежде всего поздравляю всех ветеранов 7 оперативной эскадры Северного флота с выходом в свет книги о ее боевой деятельности. Это первая книга, в которой сделана серьезная попытка описать все аспекты службы наэскадре и показать напряженную работу коман- дования, командиров кораблей и их экипажей по совершенствова- нию ее боевой мощи. Книга о 7 оперативной эскадре СФ посвящена описанию исторических событий еестановления и боевой деятель- ности от начала образования и до последних дней службы Военно- Морскому флоту. В ней полно приведены статистические данные всех этапов боевой деятельности эскадры, описано создание,строи- тельство и освоение кораблей новейших проектов. Приведенные вос- поминания офицеров и адмиралов о событиях службы на кораблях эскадры написаны ярко и правдиво. Описанные эпизоды событий во время несения боевойслужбы дают возможность всем читателям книги понять, что на передовых рубежах защиты интересов нашей Родины находились преданные делу службы адмиралы, офицеры, мичманы и рядовые матросы. Все они проявлялимужество в самых трудных ситуациях в океанском плавании и успешно выполняли поставленные задачи даже в сложных условиях неприветливой Атлантики. Кроме того, автор делает попытку анализа сложных про- цессов в служебнойобстановке на эскадре и пишет о нелегкой судьбе командиров кораблей. К сожалению, сложный исторический про- цесс вычеркнул эскадру из состава Военно-Морского флота, но пока- занный в книге богатый опыт действия эскадры поотстаиванию гео- политических интересов нашей Родины дает надежду, что он будет востребован новым поколением моряков, и именно в этом ценность этой книги. Именно этот пробел в недавней истории ВМФ, когда не только далекиеот военно-морской службы люди, но даже нынешнее поколение моряков слабо представляют, что такое «боевая служба», с какой целью и в каких районах Мирового океана она выполнялась, восполняет написанная книга. Мыне должны терять надежды, что в кратчайшие исторические сроки произойдет возрождение мощи флота России и в третий раз на океанские просторы выйдет новая Атлантическая эскадра. Выражаю свое искреннееуважение всем ветеранам боевой службы эскадры и Военно-Морского флота.
Начальник Главного Штаба Военно-Морского Флота –
первый заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации
(1996–1998 гг.)
адмирал И. Н. Хмельнов
Эту книгу я посвящаю моей жене Евгении и дочери Ирине,
стойко и безропотно вынесших трудности тяжелых лет моей корабельной службы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели и сослуживцы по 7 ОПЭСК и Военно- Морскому флоту. Мне трудно сказать, как каждый из вас отне- сется к этому предисловию, но множество пережитых момен- тов во время написания этой книги подвигнуломеня написать именно так. Прежде всего хочу сказать, что я уже 18 лет живу в Америке. Так непросто сложилась у меня жизнь в тяжелые перестроечные времена. НО! Я по-прежнему гражданин Рос- сии и по-прежнемулюблю ее до слез. Это моя Родина и другой нет и не будет. Эта книга, как и предыдущая, «Честь и Долг», далась мне очень тяжело, не столько в смысле писательского труда, связанного с поиском материалов в открытой печати и технической работе, сколько из-за того, что я встретил ярост- ное отторжение со стороны очень многих людей, к которым я обращался за помощью с материалами. Начну с того, что мое обращение в Главный ШтабВМФ о допуске в Военно-Морской архив осталось без ответа. От некоторых, к которым обращался за помощью, не скрывая своего места жительства, я получал вежливый отказ ввиду занятости, от некоторых – обещания,которые продолжались от одного года до двух лет, а часть офи- церов наотрез отказалась контактировать со мной. Ряд людей, которые знали меня прежде, предали меня анафеме из-за места моего проживания. Ряд людейссылались на секрет- ность материалов, которые они могут раскрыть, ряд людей откровенно сказали, что боятся засветиться перед органами безопасности из-за контактов со мной – гражданином России. От одного сослуживца, впрошлом занимавшего высокий пост на эскадре и в руководстве ВМФ, я получил ответ: «Мне эта тема неинтересна». Многие вежливо отделывались от меня, как от надоедливой мухи, когда я посылал им написанный
Предисловие
материал для рецензии. Они вежливо писали, что прочли его, не дав ни слова комментария и возвращая материал в перво- зданном виде. И, наконец, произошел случай, который просто потряс меня. В ФСБ поступил сигнал,что в книге могут быть раскрыты государственные тайны. У меня произошла встреча с сотрудниками этой службы. Они убедились в искренности моих намерений, и эта встреча для меня ничем не закончилась. Имя человека,давшего этот сигнал, мне известно, но я не могу понять мотивов, по которым он это сделал. Господь всем им судья. НО! К счастью, оказалось очень много людей, которые искренне меня поддерживали, помогали, делилисьинфор- мацией и воспоминаниями, и я выражаю им свою искренюю признательность и благодарность.
Книга далась мне трудно еще и потому, что я писал ее в Америке и четыре раза приезжал в Петербург и Москву длявстречи с адмиралами и офицерами, чтобы рассказать о себе и расположить их не столько к себе, сколько кидее написания книги об эскадре. Таких встреч у меня было более пятидесяти. За время работы над книгой я отправил своим респондентам около 2000 страниц писем и обращений, имел тесную переписку с более чем 160 из них исделал более 1500 телефонных звонков из Америки в Россию, связанных с поисками материалов. Для меня сам писательский труд не является тяжелым с точки зрения изло- жения своих мыслей на бумаге. Но поиск материала, его анализ,тщательная работа над текстом, присланным другими, – это нуд- ный и долговременный процесс, требующий большого терпения. Благодарю Господа, что у меня его хватило для завершения книги. Дорогие сослуживцы, я вновь повторяюслова благодарно-
сти всем вам за искреннюю помощь и поддержку в работе над книгой. В книге приведены статистические данные по различным аспектам деятельности эскадры на первое января 2011 года, и они могут разниться с текущими. Ксожалению, из-за недостатка фактического материала, книга не полностью отражает боевую и повседневную деятельность эскадры, и многие моменты описаны скупо. Некоторые события в книге могли быть упущены из-за недостаткаинформации, и, безусловно, могут быть неточности. Часть материалов может вызвать несогласие и жесткую критику, но все они взяты из официальных источников. Вынося в книгу эти
«неудобные» материалы, я руководствовался своей гражданской позицией – что даже на позорных фактах своей биографии мы должны учиться, чтобы не повторять их вновь. Я постарался осве-
тить все аспекты деятельности эскадры, и насколько мне удалось это сделать, судить вам, уважаемые читатели.
Я счастлив, что, закончив эту книгу и вынося ее на суд читателей, смог выполнить свой долг перед эскадрой и Военно- Морским флотом, внеся свою небольшую лепту в описание их истории. Спасибо Господу, что он дал мне силы итерпение, но я решил, что это моя последняя книга о Военно-Морском флоте. Надеюсь на отклики всех, кто прочтет книгу, и с удовольствием приму критику, все пожелания и дополнения и переиздам ее в том виде, которыйпосоветуют читатели. Еще раз спасибо всем, кто помог мне, и Храни вас Господь. Жду ваших критических отзывов. С искренним уважением к будущим читателям,
Геннадий Белов
Эскадра (фр. escadre) — оперативно-тактическое формирование в военно-морском флоте, предназначенное для решения боевых задач на морских и океанских
театрах военных действий.
(Википедия)
ГЛАВА 1.
НОВАЯ ЭСКАДРА И ЕЕ КОМАНДИРЫ
1. РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «БОЕВАЯ СЛУЖБА»
Военно-стратегическая обстановка в послевоенный период характеризовалась активизацией деятельности военного блока во главе с США и постоянным наращиванием его военно-мор- ских сил, открыто направленных против Советского Союза. По концепции США предполагалось, что война могла вестись только с участием мощных военно-морских сил, главную удар- ную силу которых составляли ударные авианосные соединения, а впоследствии иПЛАРБ. Соединенными Штатами в Средизем- ном море была развернута группировка ВМС, в конце 40-х годов преобразованная в 6-й оперативный флот, который не только оказывал военно-политическое давление на арабскиестраны, конфронтировавшие с союзниками США, в частности с Израи- лем, но и все больше угрожал странам социалистического лагеря во главе с СССР. С 1963 по 1967 год количество ПЛАРБ США, постоянно патрулировавших вСредиземном море с ракетами, нацеленными на объекты нашей территории, увеличилось с двух до десяти. Ядро 6-го Флота составили два авианосца, два крей- сера, четыре фрегата и более десяти эсминцев. Основой ВМССША в районах Тихого и Индийского океанов стал 7-й опера- тивный флот, численность которого колебалась в зависимости от обстановки, от 50 до 225 боевых кораблей и судов. В Атлантичес- ком океане действовали 2-йоперативный Флот США и Военно- морские силы стран НАТО.
Начало 1960-х гг. ознаменовалось усилением конфрон- тации между СССР и США в рамках «холодной войны». Чтобы противостоять активным действиям США, необхо- димо было иметь мощный океанский флот, основойкоторого по нашей Военной доктрине в качестве главной ударной силы стали бы атомные подводные лодки. Создание океанского флота потребовало гигантских средств и усилий страны в течение всего послевоенного времени.Конец 60-х и начало 70-х годов прош- лого столетия были периодом мощного и бурного строительства советского Военно-Морского флота и воплощения в жизнь новых взглядов на его использование. Логика «холодной войны» поста-вила перед Советским ВМФ стратегическую задачу практичес- кого противостояния флотам США и стран НАТО в мирное время с целью их активного сдерживания. Концепция постоян- ного присутствия советского ВМФ в Мировомокеане начала формироваться в 1950-х гг. Начиная с 1956 г., подводные лодки Северного и Тихоокеанского флотов стали совершать походы на полную автономность, выходя за пределы операционных зон флотов с целью освоениярайонов боевой деятельности ВМС иностранных государств. Постепенно складывался замысел опе- ративного применения сил флота в районах Мирового океана, отвечавший характеру советской военной доктрины и быстрорас-тущему потенциалу соединений и объединений ВМФ. Все это стало главным аргументом в пользу принятия советским военно- политическим руководством решения увеличить состав военно- морских сил передового присутствия.Заблаговременное развер- тывание части боеготовых сил ВМФ в определенных акваториях морей и океанов для их немедленного применения в случаях неконтролируемого развития военно-политических кризисов становилосьобъективной необходимостью. Это привело к изме- нению характера боевых и повседневных действий советского ВМФ. Суть этих изменений заключалась в переходе к системе постоянного присутствия части сил советского Военно-Морского флота в отдельных районах Мирового океана.
С середины 1960-х гг. сложилась новая форма применения сил ВМФ в мирное время – «боевая служба». Первоначально ее цели были определены как «поддержание боевой готовности сил к решению поставленных им задач сначалом военных дейст- вий и обеспечение геополитических интересов страны в опера- тивно важных районах Мирового океана». Основное содержа- ние боевой службы заключалось в том, чтобы мероприятиями и действиями заблаговременно развернутых группировок сил
ВМФ не допустить внезапного нападения или ослабить до мини- мума ракетно-ядерные удары ВМС США и НАТО по Советскому Союзу и дружественным государствам. Впоследствии в руково- дящих документах понятие боевойслужбы сил ВМФ и ее содер- жание было официально сформулировано и регламентировано к руководству и исполнению в следующем виде: «Боевая служба представляет собой совокупность мероприятий, которые проводятсяВоенно-Морским флотом на океанских и морских театрах военных действий по единому плану и замыслу с целью поддержания постоянной боевой готовности сил к решению поставленных им с началом военных действий задач иобеспече- нию интересов страны в оперативно важных районах Мирового океана в мирное время».
В конце 60-х годов задачами боевой службы являлись:
– боевое патрулирование ракетных подводных крейсеров стратегического назначения;
– боевое обеспечение РПК СН для придания им боевой устойчивости с началом войны;
– поиск и слежение за атомными подводными лодками иностранных ВМС, вооруженных баллистическими ракетами (ПЛАРБ), в готовности к их уничтожению с началом войны;
– слежение за авианосными (и другими) группировками иностранных ВМС в регламентированных районах в готовности к применению оружия по главным целям с началом войны;
– недопущение разведывательной деятельности иностран- ных ВМС на подходах к нашему побережью;
Проводившаяся боевая служба обеспечивала поддержание благоприятного оперативного режима в наиболее важных для нашей страны районах Мирового океана. Так, например, в 1967 и 1973 гг. быстрое наращивание сил боевойслужбы в Средизем- ном море до необходимого состава стабилизировало обстановку на Ближнем Востоке, не позволив 6-му флоту США вмешаться в Арабо-Израильский конфликт на стороне Израиля и увели- чить его масштабы. В1986 г. эту функцию выполнила Средизем- номорская эскадра ВМФ без дополнительного наращивания сил в Ливанском конфликте. Не принимая непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах, крупные опера-тивные группировки ВМФ СССР до начала 1990-х годов решали важные задачи внешней политики СССР в Мировом океане:
– демонстрация силы в противовес военно-морским группи- ровкам США и НАТО. Присутствие кораблей под флагом ВМФ СССР свидетельствовало не только о наличии советских интересов
в регионе, но и способности оказания эффективной помощи одной из противоборствующих сторон конфликта.
– поддержание стабильности в зонах возможных или уже прошедших вооруженных столкновений, которая отвечала бы интресам СССР.
– ведение постоянного наблюдения как за кораблями вероят- ного противника, так и за активностью на море противоборствую- щих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте.
– обеспечение защиты районов собственных рыбных про- мыслов и охрана коммуникаций торгового судоходства.
– ликвидация последствий локальных войн – боевое трале- ние, подъем затонувших судов, эвакуация из кризисных районов оборудования, личного состава и гражданских лиц.
Организованная в 60-х годах боевая служба к середине 70-х прошла ряд этапов:
– от плавания одиночных кораблей, групп и отрядов кора- блей до создания постоянно действующих оперативных и опера- тивно-тактических объединений и соединений;
– от эпизодического кратковременного слежения за удар- ными группировками противостоящей стороны до решения задач противостояния флотам США и НАТО в важных районах Мирового океана.
Первое оперативно-тактическое объединение было сформировано в мае 1965 г. Основу его составляли корабли, нахо- дящиеся на боевой службе в Средиземном море. В июне 1967 г. группировка в составе нескольких надводныхкораблей и подвод- ных лодок под командованием первого заместителя командую- щего Черноморским флотом вице-адмирала В. Сысоева оказалась в самой гуще так называемой «Шестидневной войны» (5–10 июня 1967 г.), в результатекоторой Израиль нанес серьезное пораже- ние Египту, Сирии и Иордании. Военно-морское присутствие СССР становилось существенным противовесом деятельности ВМС США и являлось составной частью стратегического равнове- сияв глобальном и региональном масштабах, нарушать которое в одностороннем порядке никто не решался.
Наращивание сил боевой службы способствовало началу про- цесса сведения одиночных кораблей и отдельных отрядов во времен- ные «нештатные» оперативно-тактические соединения. При этом следует заметить, что находясь в кризисныхрайонах, непосред- ственного участия в вооруженных конфликтах ВМФ СССР не при- нимал. Вместе с тем советское правительство, оперативно реагируя на изменения военно-политической обстановки в мире, исполь-
зовало часть сил боевой службы для формирования отдельных групп, а в ряде случаев и соединений с целью обеспечения прямого или косвенного влияния на социально-политическую обстановку в прибрежных государствах, оказанияподдержки правительствам дружественных государств, в том числе предотвращения или прекращения агрессивных действий против них. В отдельных слу- чаях советское руководство формировало и направляло в неко- торые регионы,такие как Красное море, экваториальная часть Западного побережья Африки, временные соединения и отряды кораблей для решения целого ряда специфических задач.
Внедренная Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза С. Г. Горшковым новая концепция действий флота в мирный период – несение кораблями ВМФ боевой службы в райо- нах активных действий флотов США и НАТО,существенно изменила соотношение сил в районах мирового океана. Учитывая сложную военно-политическую обстановку в Средиземном море, Политбюро ЦК КПСС и Правительство СССР согласилось с предложением
Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова о формировании новых оперативных соединений.
Внедрение этих предложений проводилось последовательно. В июне 1967 года было принято решение о создании 5-й оператив- ной эскадры ВМФ – Средиземноморской эскадры (приказ Глав- нокомандующего ВМФ № 0195 о создании 5-й эскадры вышел
14 июня1967 года). Активные действия эскадры в Средиземном море, принесшие видимые результаты, позволили С. Г. Горшкову воплотить эту идею до конца, когда были организованы опера- тивные соединения на Северном флоте –7-я оперативная эскадра, а также на Тихоокеанском флоте – 8-я и 10-я оперативные эскадры. Была проведена перестройка работы структур Главного штаба ВМФ, направленная на обеспечение управления силами боевой службы ВМФпо всему Мировому океану. Успешные действия опе- ративных эскадр со всей очевидностью доказали, что ВМФ способен отстаивать стратегические интересы государства в морях и океанах и оказывать существенное влияние на политику исобытия в мире. Таким образом, Военно-Морской флот в новых условиях выдвинулся на передовой рубеж стратегического построения обороны государства, отодвинутый далеко за пределы от его гра- ниц. Силы боевой службыВМФ в стратегическом развертывании Вооруженных Сил занимают одно из важнейших мест. Сейчас опе- ративных эскадр нет, да и силы боевой службы недостаточны, но флот возродится и вновь появится необходимость в боевой службе
и оперативных эскадрах. Важно сохранить их бесценный опыт.
2. СОЗДАНИЕ 7 ОПЕРАТИВНОЙ ЭСКАДРЫ
7-я оперативная эскадра была создана приказом ГК ВМФ 18 января 1968 года. В состав эскадры были введены 170-я БЭМ, командир бригады капитан 2 ранга И. М. Капитанец, в составе эсминцев «Несокрушимый», «Скромный»,«Московский комсо- молец», «Сознательный», «Бывалый» и крейсера «Мурманск», командир капитан 1 ранга В. М. Гринчук, выведенного из состава 2-й дивизии противолодочных кораблей. 1 февраля было сформировано управление 7-йоперативной эскадры КСФ, а 10 февраля в командование эскадрой вступил контр-адмирал
Г.Е. Голота. Главным боевым противником 7 ОПЭСК в Атлантическом океане являлся 2-й оперативный флот ВМС США.
Основными задачами 7 ОПЭСК были определены:
– поиск и слежение за иностранными ПЛ, авианос- ными и другими корабельными группами в готовности к их уничтожению;
– защита своего судоходства и нарушение морских коммуни- каций противника;
– обеспечение развертывания атомных ПЛ в Северную Атлантику на рубежах м. Нордкап – о. Медвежий и о. Исландия – Фарерские острова в районы боевого предназначения.
Конечно, в количественном отношении (состав ударных носителей) и по боевым возможностям наша эскадра и силы
«вероятного противника» на Средиземноморском театре и на всем протяжении действий эскадры на театре были несопоста- вимы. Это хорошо понимали Главнокомандующий ВМФ, Глав- ный штаб ВМФ, Генштаб, и руководство Министерства обороны. Как-то на одном из оперативных сборов командования и руко- водящего состава ВМФ Главнокомандующий ВМФ высказался о проблеме возможностей 5 эскадры по выполнению боевых задач таким образом:«Всем понятны реальные возможности эскадры, но следует считать и принять командованию эскадры к руковод- ству и исполнению, что если с началом военных действий силам эскадры удастся уничтожить или вывести из строя обаамери- канских авианосца 6-го флота США – значит, эскадра выполнила поставленные задачи. Если же уничтожен или выведен из строя только один авианосец – считать, что задача тоже выполнена», (автор привел этивысказывания Главнокомандующего ВМФ, поскольку они по прошествии соответствующих временных сро- ков не являются секретными).
Почему уделялось такое внимание необходимости «нейтра- лизации» именно американских авианосцев в Средиземном море? Потому что они представляли (и представляют сегодня), угрозу стратегического масштаба для нашейстраны с ее южных морских направлений, поскольку для ударов по территориаль- ным объектам Советского Союза досягаемости палубной авиа- ции авианосцев, действующих в восточной зоне Средиземного моря и, тем более, вЭгейском море, и в те времена хватало даже до Москвы. Эту угрозу 5 эскадра и должна была ликвидировать в первую очередь.
Касаясь роли авианосцев США в решении присущих им задач, известно, что до 1960-х годов авианосцы входили в состав Стратегических сил США. С вводом ПЛАРБ в состав ВМС США авианосцы были выведены из Стратегических сил и переведены в Силы общего назначения американских ВМС. Но от этого их роль, возможности и значение в решении стратегических задач при нанесении ударов авианосной авиацией по наземным военным объектам иадминистративно-промышленным центрам противника не умалились и не уменьшились, а стратегическое значение авианосцев, как показывает опыт недавних лет, еще более возросло.
Штаб 7 ОПЭСК был укомплектован первоклассными спе- циалистами, лучшими штабными офицерами всех соединений флота. Первый руководящий состав эскадры был следующим:
Командир эскадры – контр-адмирал Г. Е. Голота. Заместитель командира эскадры – капитан 1 ранга
И. И. Карачев.
Начальник штаба эскадры — капитан 1 ранга В. А. Лапенков.
Начальник политотдела — контр-адмирал П. И. Ровный. Заместитель начальника политотдела эскадры — капитан
1 ранга Н. С. Митрохин.
Секретарь парткомисии капитан — 1 ранга Н. И. Голубев Пропагандист — капитан 2 ранга Г. П. Ильченко.
Помощник начальника политотдела по комсомолу — лейте- нант Л. В. Соха.
Заместитель командира эскадры по электромеханической части – начальник электромеханической службы эскадры капитан 1 ранга А. В. Феоктистов.
Помощник начальника электромеханической службы эскадры— капитан 2 ранга В. И. Орехов.
Заместитель командира эскадры по материально-техничес- кому обеспечению — капитан 2 ранга А. Н. Титов.
Помощник нач штаба по авиации — Герой Советского Союза полковник С. В. Лебедев.
Начальник КПУНИА — подполковник Г. П. Блакитный. Офицер наведения — майор С. А. Гавриков.
Офицер наведения — майор В. И. Сердюк.
Старший помощник начальника штаба — капитан 2 ранга А. В. Бобинин.
Помощник начальника штаба — капитан 3 ранга Ю. В. Закатов.
Начальник ПВО эскадры — капитан 1 ранга В. А. Акентьев. Начальник разведки эскадры — капитан 1 ранга Л. П. Боя-
ринцев.
Помощник начальника разведки эскадры — капитан 3 ранга К. Н. Соболев.
Флагманский штурман — капитан 1 ранга В. К. Климов. Флагманский специалист РО — капитан 1 ранга А. Н. Сафонов. Помощник флагманского специалиста РО — капитан 3 ранга
Г. А. Голубицкий.
Флагманский минер — капитан 2 ранга Н. Н. Нусиров. Флагманский связист — капитан 1 ранга М. И. Ершов. Флагманский специалист СПС — капитан 3 ранга И. Т. Зырянов. Флагманский специалист РТС — капитан 1 ранга
В. И. Цибульский.
Флагманский специалист РЭП — капитан 1 ранга М. А. Суханов. Флагманский химик — капитан 1 ранга Ю. И. Шишов.
Флагманский врач эскадры — полковник В. Я. Сидоров. Начальник физической подготовки и спорта — майор
Н. П. Мосин.
Офицер по работе с кадрами — капитан 3 ранга И. В. Попов. Начальник оркестра – лейтенант Р. И. Иголниекс.
3. КОМАНДОВАНИЕ 7 ОПЕРАТИВНОЙ ЭСКАДРЫ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
СЕВЕРНОГО ФЛОТА ЗА ВРЕМЯ ЕЕ
СУЩЕСТВОВАНИЯ
КОМАНДИРЫ ЭСКАДРЫ
Контр-адмирал Голота Григорий Емельянович, 1968–1969
Контр-адмирал Калинин Алексей Михайлович, 1973–1975
Контр-адмирал Соловьев Николай Васильевич, 1969–1973
Вице-адмирал Зуб Виталий Иванович, 1975–1982
Контр-адмирал Колмагоров Вадим Александрович, 1982–1985
Контр-адмирал Еремин Василий Петрович, 1989–1991
Контр-адмирал Бессонов Владимир Федорович, 1992–1994
Контр-адмирал Воинов Дмитрий Павлович, 1985–1989
Контр-адмирал Устименко Юрий Гаврилович, 1991–1992
Вице-адмирал Доброскоченко Владимир Григорьевич, 1994–1998
Вице-адмирал Радзевский Геннадий Антонович, 1998–2003
Вице-адмирал Максимчук Алексей Романович, 2003–2005
НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ЭСКАДРЫ
Капитан 1 ранга Лапенков Владимир Александрович 1968–1971
Капитан 1 ранга Калинин Алексей Михайлович 1971–1973
Контр-адмирал Гусев Павел Петрович 1973–1978
Капитан 1 ранга Кудрявцев Геннадий Александрович 1978–1981
Капитан 1 ранга Воинов Дмитрий Павлович 1981–1983
Контр-адмирал Баранник Владимир Александрович 1983–1987
Капитан 1 ранга Хмельнов Игорь Николаевич 1987–1988
Контр-адмирал Масорин Владимир Васильевич 1988–1991
Капитан 1 ранга Бессонов Владимир Федорович 1991–1992
Контр-адмирал Верегин Владимир Дмитриевич 1992–1995
Контр-адмирал Радзевский Геннадий Антонович 1995–1998
Контр-адмирал Рогатин Владимир Иванович 1998–2001
Контр-адмирал Максимчук Алексей Романович 2001–2003
Контр-адмирал Авакянц Сергей Иосифович 2003–2005
ЗАМЕСТИТЕЛИ КОМАНДИРА ЭСКАДРЫ
Капитан 1 ранга Карачев И. И.
1968–1970
Капитан 1 ранга Кузнецов Ю. А.
1970–1973
Капитан 1 ранга Егоров Г. В.
1973–1975
Капитан 1 ранга Горбунов А. В.
1983–1984
Капитан 1 ранга Лушин В. П.
1984–1988
Контр-адмирал Богатырев А. С.
1988–1997
Контр-адмирал Островский Д. Д.
1997–2000
Контр-адмирал Максимов Н. М.
2000–2001
Контр-адмирал Мельник В. М.
2001–2004
Контр-адмирал Суханов Л. В.
2004–2005
НАЧАЛЬНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА, ОТДЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контр-адмирал Ровный П. И.
1968–1972
Контр-адмирал Дубейко Д. В.
1972–1975
Контр-адмирал Мудрый Н. В.
1975–1982
Контр-адмирал Минаев А. И.
1982–1986
Контр-адмирал Пенкин А. А.
1986–1989
Капитан 1 ранга Григорьев С. П.
1989–1991
Капитан 1 ранга Плотников О. Г.
1991–1994
Капитан 1 ранга Нагорный Б. Л.
1994–2002
Капитан 1 ранга Стругин А. В.
2002–2005
КОМАНДИРЫ 43 ДИВИЗИИ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ
Контр-адмирал Бражник Александр Иванович, 1991–1992
Контр-адмирал Рогатин Владимир Иванович, 1996–1998
Контр-адмирал Авакянц Сергей Иосифович, 2002–2003
Контр-адмирал Лякин Виктор Федорович, 1992–1996
Контр-адмирал Глущенко Василий Николаевич, 1998–2002
Контр-адмирал Турилин Александр Васильевич, 2003–
КОМАНДИР 44 ДИВИЗИИ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ
Капитан 1 ранга Доброскоченко Владимир Григорьевич, 1991–1993
КОМАНДИРЫ 120 БРИГАДЫ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ
Капитан 1 ранга Ф. И. Карпенко
1952–1954
Капитан 1 ранга А. А. Юдин
1954–1956
Капитан 1 ранга А. Г. Микитенко
1956–1958
Капитан 1 ранга С. С. Сорокин
1958–1960
Капитан 1 ранга В. С. Загородный
1960–1961
Капитан 1 ранга С. С. Соколан
1961–1966
Капитан 1 ранга Г. П. Бондарь
1966–1966
Капитан 1 ранга Л. Д. Рябцев
1966–1973
Капитан 1 ранга Р. Л. Дымов
1973–1978
Капитан 1 ранга Гришанов Валерий Васильевич, 1978–1980
Капитан 1 ранга Власов Геннадий Иванович, 1981–1984
Капитан 1 ранга Бражник Александр Иванович, 1989–1991
Контр-адмирал Воинов Дмитрий Павлович, 1980–1981
Капитан 1 ранга Ковальчук Александр Сергеевич, 1984–1989
КОМАНДИРЫ 170 БРИГАДЫ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ
(Фото не найдено)
Капитан 1 ранга Д. А. Рыбин
1956–1958
(Фото не найдено)
Контр-адмирал А. Г. Микитенко
1958–1961
(Фото не найдено)
Капитан 1 ранга Р. П. Карцев
1961–1963
Капитан 1 ранга Капитанец Иван Матвеевич, 1966–1969
Капитан 1 ранга Зуб Виталий Иванович, 1972–1975
(Фото не найдено)
Капитан 1 ранга Е. И. Волобуев
1963–1966
Капитан 1 ранга Скворцов Александр Иванович, 1969–1972
Капитан 1 ранга Скворцов Евгений Александрович, 1975–1980
Капитан 1 ранга Баранник Владимир Григорьевич, 1980–1983
Капитан 1 ранга Ясницкий Геннадий Павлович, 1986–1989
Капитан 1 ранга Стефанов Алексей Григорьевич, 1983–1986
Капитан 1 ранга Доброскоченко Владимир Григорьевич, 1989–1991
КОМАНДИРЫ 56 БРИГАДЫ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ
Капитан 1 ранга Фролов Александр Иванович, 1978–1984
Капитан 1 ранга Хмельнов Игорь Николаевич, 1984–1987
Капитан 1 ранга Масорин Владимир Васильевич, 1987–1989
Капитан 1 ранга Верегин Владимир Дмитриевич, 1991–1992
Капитан 1 ранга Нечипуренко Виктор Александрович, 1996–1998
Капитан 1 ранга Бессонов Владимир Федорович, 1989–1991
(Фото не найдено)
Капитан 1 ранга Шмаков С. Б., 1992–1996
КОРАБЛИ ЭСКАДРЫ И ИХ КОМАДИРЫ ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПР. 56
ЭМ «СПОКОЙНЫЙ» – 28.11.1953 – 1.10.1990
Бортовые номера: 43 (1956), 41 (1957), 541 (1959), 543 (1960),
256 (1961), 811 (1963), 762 (1965), 391 (1970), 325 (1976), 541 (1978),
405(1986), 454.
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Рыбин Дмитрий Андреевич, 1953–1956
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Астапенков Евгений Георгиевич, 1956–1962
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Лазебник Александр Григорьевич, 1962 –1973
(Фото не найдено)
Капитан лейтенант Музалевский Владимир Яковлевич, 1973–1975
(Фото не найдено)
Капитан-лейтенант Серебряков Валентин Иванович, 1975–1979
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Гавшин Николай Матвеевич, 1979–1984
ЭМ «БЫВАЛЫЙ» – 31.03.1954 – 1.10.1988
Бортовые номера: 77 (1957), 93, 547 (1960), 870 (1961), 299 (1973),
413, 603, 583.
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Ширяев Марк Леонидович, 1953–1956
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Сахаров Владимир Гаврилович, 1958–1968
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Яретенко Николай Иванович, 1973–1978
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Саакян Владимир Христофорович, 1956–1958
Капитан 2 ранга Ильиных Юрий Григорьевич, 1968–1973
Капитан 3 ранга Замыслов Владимир Николаевич, 1978–1983
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Смирнов Вячеслав Геннадиевич, 1983–1988
ЭМ «СКРОМНЫЙ» – 26.10.1954 – 1.10.1988
Бортовые номера: 75 (1956), 542 (1959), 521 (1962), 612 (1963),
764 (1965), 012 (1966), 308 (1969), 345 (1975).
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Нестерец Василий Еремеевич, 1953–1957
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Домашенко Юлий Петрович, 1957–1958
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Смирнов Игорь Петрович, 1958–1963
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Зуб Виталий Иванович, 1963–1963
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Ивлиев Николай Исидорович, 1963–1965
Капитан 3 ранга Гуценко Юрий Павлович, 1972–1976
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Омельчук Владимир Афанасьевич, 1965–1972
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Ганас Михаил Александрович, 1977–1982
ЭМ «НЕСОКРУШИМЫЙ» – 20.07.1956 – 27.07.91
Бортовые номера: 90(1956), 44(1957), 256(1958), 40(1959),
544(1959), 610(1963), 774(1964), 773(1965), 018(1966), 355(1970),
412(1971), 377(1980).
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Соколов Евгений Петрович, 1956–1960
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Локшин Владимир Ефимович 1963–1966
Капитан 2 ранга Михайлов Юрий Викторович, 1970–1978
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Суздальцев Юрий Васильевич, 1960–1963
Капитан 3 ранга Набоков Владимир Леонидович, 1966–1970
Капитан 3 ранга Шматко Виктор Григорьевич, 1978–1985
Капитан 3 ранга Фомин Владимир Александрович
1985–1987
ЭМ «Московский комсомолец» – 24.05.1955 – 27.02.87
Бортовые номера: 92, 46 (1956), 43 (1957), 833 (1961), 600
(1963), 011 (1966), 384 (1969), 304 (1970), 663, 454 (1978), 459 (08.1980),
475 (1983), 408, 306, 308.
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Гурьянов Юрий Орестович, 1956–1958
(Фото не найдено)
Каптан 3 ранга Тюрин Александр Васильевич, 1958–1961
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Титов Юрий Ефимович, 1961–1964
Капитан 2 ранга Сологуб Евгений Викторович, 1971–1973
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Иванов Георгий Георгиевич, 1964–1968
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Соболев Юрий Алексеевич, 1973–1978
Капитан 3 ранга Карцев Виктор Романович, 1978–1985
Капитан 3 ранга Шматко Виктор Григорьевич, 1985–1987
БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ ПР. 57А
БПК «ГРЕМЯЩИЙ» – 30.04.1959 – 02.10.1991
Бортовые номера: 700 (1961), 035, 229, 372, 900, 548 (1970),
545 (1972), 554, 549, 585, 596, 544, 535, 273, 298, 630, 410 (1979), 673
(1980), 639 (1983), 662, 647, 675.
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Васюков, 1959–1960
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Радуцкий Эдуард Даниэлевич, 1960–1965
Капитан 3 ранга Пунтус Павел Григорьевич, 1965–1969
Капитан 3 ранга Хмельнов Игорь Николаевич, 1975–1977
Капитан 2 ранга Доброскоченко Владимир Григорьевич, 1980–1983
Капитан 3 ранга Карманов Николай Николаевич, 1973–1975
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Зиновьев Валерий Алексеевич, 1977–1980
Капитан-лейтенант Рогатин Владимир Иванович, 1983–1985
Капитан 3 ранга Глущенко Василий Николаевич, 1985–1986
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Жиляев Виктор Петрович, 1987–1988
Капитан 3 ранга Гринишин Владимир Андреевич, 1986–1987
Капитан 3 ранга Мурашов Евгений Анатольевич, 1989–1990
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Клементьев Сергей Викторович, 1990–1991
БПК «ЖГУЧИЙ» – 14.10.1959 – 17.07.1988
Бортовые номера: 703 (1961), 523 (1961), 185 (1964), 036 (57бис),
910 (1969), 556 (1974), 288 (1975), 559 (1977), 519, 588, 627 (1981), 557 (57А).
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Звездовский Михаил Леонидович, 1963–1967
Капитан 3 ранга Бронников Геннадий Александрович, 1972–1978
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Стороженко Виктор Николаевич, 1981–1982
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Сташкевич Петр Романович 1967–1972
Капитан 3 ранга Кибкало Александр Александрович, 1978–1981
Капитан 3 ранга Седлецкий Евгений Валентинович, 1982–1986
Капитан 3 ранга Коноплев Александр Владимирович, 1986–1988
БПК «БОЙКИЙ» – 13.12.1959 – 17.07.1988
Бортовые номера: 251, 372 (1965), 973, 972 (1970), 548 (1970),
252 (1973), 152 (1973), 290, 552, 545 (1974), 541 (1976), 557 (1979), 555, 609.
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Вергопуло Александр Гаврилович, 1959–1963
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Клемин Лир Ефимович, 1963–1966
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Чувашин Георгий Венедиктович, 1966–1968
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Красниченко Виктор Павлович, 1968–1969
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Соколов Юрий Георгиевич, 1969–1970
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Болдовский Анатолий Анатольевич, 1971–1975
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Аверин Борис Ефимович, 1976–1979
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Теплов Борис Леонидович, 1980–1984
Капитан 3 ранга Масорин Владимир Васильевич, 1979–1980
Капитан 2 ранга Веселовский Олег Владимирович, 1984–1985
Капитан 2 ранга Гурьянов Орест Юрьевич, 1986–1988
БПК «ДЕРЗКИЙ» – 04.02.1960 – 1.10.1990
Бортовые номера: 707 (1961), 037, 048, 911 (1971), 988 (1975),
547 (1976), 555 (57А), 568 (57А), 851.
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Якунников Юрий Сергеевич, 1960–1962
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Мартынюк Николай Ильич, 1967–1970
Капитан 2 ранга Васильев Виктор Александрович, 1974–1975
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Никитин Владимир Алексеевич, 1962–1967
Капитан 3 ранга Жахалов Анатолий Кузьмич, 1970–1974
БПК «ЗОРКИЙ» – 30.04.1960 – 31.12.1993
Бортовые номера: 267 (1961), 036 (57 бис), 237, 900?, 964 (57 бис),
185 (1967), 945 (1969), 554 (57А), 546 (1979), 553, 888.
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Гусев Владимир Алексеевич, 1959–1964
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Кищенко Леонид Александрович, 1968–1971
Капитан 3 ранга Глагола Павел Андреевич, 1975–1977
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Подельщиков Владимир Дмитриевич, 1964–1968
Капитан 2 ранга Саушев Рэм Александрович, 1971–1975
Капитан 3 ранга Собгайда Владимир Андреевич, 1977–1978
Капитан 3 ранга Правиленко Валерий Григорьевич, 1978–1984
Капитан 3 ранга Мачулин Александр Борисович, 1984–1985
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Мананцев Алексей И., 1984–1985
БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ ПР. 61
БПК «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» 04.11.1961 – 23.10.1992
Бортовые номера: 374, 524 (1963), 536 (1968), 871 (1969), 530
(1971), 532 (1972), 119 (1974), 528 (1974), 175 (1975), 660 (1987), 611 (90).
Капитан 3 ранга Седой Павел Васильевич, 1982–1984
Капитан 3 ранга Федоров Александр Борисович, 1986–1988
Капитан 3 ранга Мурашов Евгений Анатольевич, 1984–1986
Капитан 3 ранга Милованов Владимир Геннадиевич, 1988–1993
БПК «ОГНЕВОЙ» – 31.05.1963 – 01.10.1989
Бортовые номера: 083 (1965), 544 (1967), 480 (1971), 581 (1973), 299
(1977), 241 (1978), 296 (61МП), 433, 518, 622 (1984), 642 (1985), 602 (1989).
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Суздальцев Юрий Васильевич, 1963–1966
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Бармасов Олег Борисович, 1969–1972
Капитан 3 ранга Ясницкий Геннадий Павлович, 1976–1978
Капитан 2 ранга Александров Юрий Ефимович, 1966–1969
Капитан 2 ранга Хохлов Анатолий Константинович, 1972–1976
Капитан 3 ранга Лебедев Сергей Владимирович, 1978–1980
Капитан 3 ранга Перегудов Владимир Васильевич, 1980–1987
(Фото не найдено)
Капитан 2 рага Каштан Владимир Анатольевич, 1987–1989
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Гуминский Борис Викторович, 1989–
БПК «СТРОЙНЫЙ» – 28.07.1965 – 31.01.1991
Бортовые номера: 545 (1967), 557, 525 (1970), 610 (1981),
734 (1983), 640 (1985), 610 (1986), 619 (1987), 820 (90).
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Матюшинский Анатолий Николаевич, 1966–1968
Капитан 2 ранга Воробьев Владислав Алексеевич, 1968–1973
Капитан 2 ранга Власов Геннадий Иванович, 1973–1974
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Попов Павел Ильич, 1974–1975
(Фото не найдено)
Капитан-лейтенант Роговенко Александр Николаевич, 1975–1977
Капитан 3 ранга Философов Юрий Борисович, 1979–1983
(Фото не найдено)
Капитан 3 ранга Лапченко Николай Александрович, 1977–1979
Капитан 2 ранга Зюбрицкий Александр Сергеевич, 1983–1986
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Клементьев, 1990–1991
БПК «СМЫШЛЕНЫЙ» – 22.10.1966 – 30.09.1993
Бортовые номера: 587, 297 (1972), 525, 552 (1975), 291 (1976),
614 (1980), 648 (1981), 635 (1986), 644 (1990).
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Щербович, 1968–1973
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Клюшников Борис Иванович, 1975–1980
Капитан 2 ранга Суханов Леонид Викторович, 1985–1987
Капитан 3 ранга Пыков Владимир Николаевич, 1973–1975
Капитан 3 ранга Леоненков Сергей Владимирович, 1980–1985
Капитан 3 ранга Оруджев Юрий Давыдович, 1987–1989
Капитан 2 ранга Мурашов Евгений Анатольевич, 1990–1992
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Клементьев Игорь Витальевич, 1992–1993
РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПР. 1134
РКР «ВИЦЕ-АДМИРАЛ ДРОЗД» – 18.11.1966 – 2.09.1991
Бортовые номера: 553, 583, 592, 298, 299 (1976), 548, 560 (1982),
097 (1986), 054 (1988), 068 (1990).
Капитан 2 ранга Зыков Леонид Сергеевич, 1967–1971
Капитан 2 ранга Баранник Владимир Георгиевич, 1975–1976
Капитан 3 ранга Мурашов Евгений Анатольевич, 1986–1989
Капитан 2 ранга Проскуряков Владилен Георгиевич, 1971–1974
Капитан 3 ранга Стаценко Владимир Антонович, 1976–1986
Капитан 2 ранга Нечипуренко Виктор Александрович, 1989–1991
РКР «АДМИРАЛ ЗОЗУЛЯ» – 17.10.1965 – 24.09.1994
Бортовые номера: 581 (67), 297, 550, 569, 532, 093, 087, 052 (90).
(Фото не найдено)
Капитан 2 ранга Теглев Сергей Павлович, 1965–1969
Капитан 3 ранга Ковальчук Александр Сергеевич, 1973–1976
Капитан 3 ранга Кривенко Юрий Иванович, 1980 –