О СКЛЯНКЕ, РЫНДЕ И ВАХТЕ

Каланов Н.А.

Песочные часы! Могли они, наверно,
Все время странствуя, включить в свою судьбу
Журнал Лисянского, промеры Крузенштерна,
Дневник Головина и карты Коцебу.
                        (Вс. Рождественский «Песочные часы»).

 

         В каждом морском музее внимание посетителей обязательно привлекают старинные навигационные и предметы моряцкого быта. Одно из самых почетных мест среди них занимают песочные часы и судовой колокол – незаменимые атрибуты морской символики.

        Песочные часы… Они были одними из самых первых навигационных приборов. Моряки парусного флота использовали их как мерило для отсчета времени вахт и при измерении скорости судна ручным лагом. Песочные часы моряки называют «склянкой» (в старину говорили еще «скляница»). Этим же словом обозначается получасовой промежуток времени. «Бить склянку» – значит отмечать ударами колокола каждые полчаса. Счет времени начинали в 00 часов 30 минут – 1 удар (одна склянка), 2 удара (две склянки) – в 1 час 00 минут, 3 удара (три склянки) – в 1 час 30 минут и так до 8 склянок – в 4 часа. Затем начинали новый отсчет от 1 до 8 склянок и т.д.
        Если моряк спрашивал «Какая склянка?» – это означало, что его интересовало, какой получас пошел с восьми склянок.
        На парусных кораблях у колокола стоял специальный часовой, в обязанности которого входило наблюдать за двумя склянками – получасовой и четырехчасовой. Для точности показания времени песочные часы подвешивали в вертикальном положении. Когда в получасовой склянке песок пересыпался из одной половины в другую, часовой ударял в колокол и переворачивал ее. Восемь склянок были, когда пересыпался весь песок в четырехчасовой склянке. С того времени сохранилось выражение «сдать под склянку!», что означает сдать что-либо под охрану часовому.
        С начала XVIII столетия в полдень вместо восьми склянок, а иногда и после них, «били рынду», т.е. звонили в колокол особым звоном – три коротких отрывистых удара, следовавших один за другим. Интересна история происхождения выражения «бить рынду». Издавна на кораблях английского флота в полдень вахтенный офицер подавал команду: «Ring the bell» – «Звони в колокол!». Она перешла в российский флот Петра I, где обучение матросов осуществлялось преимущественно иностранными офицерами, многие из которых отдавали команды на английском языке. Со временем русские моряки переделали «ринг зе бел» на «рынду бей» – по созвучию. Впоследствии по аналогии с народным выражением «бить набат» на флоте появилось «бить рынду». К сожалению, в наше время часто и совершенно неправильно рындой называют судовой колокол, который никогда такого названия не имел и не имеет.
        Важно отметить, что с петровских времен русские моряки стали применять так называемое морское счисление, в котором сутки начинались с полудня предшествующего дня по гражданскому календарю. Морское счисление опережало гражданский календарь на 12 часов!
        Судовой колокол не утратил своего значения и в наше время. По-прежнему на кораблях Военно-Морского Флота живет замечательная морская традиция – «отбивание склянок». (Сохранилась она и на некоторых судах торгового флота). Кроме этого, корабельный колокол необходим для подачи сигналов в туман при стоянке на якоре. На судах морского флота он нужен для подачи сигнала пожарной тревоги и при подъеме якоря.
        Никто теперь из моряков не пользуется песочными часами, перестали «бить рынду», редкими гостями стали парусные суда на океанских просторах. Меняются моряки, меняются традиции на флотах, но верится, что колокол и песочные часы навсегда останутся обязательной принадлежностью не только музеев, но и всех кораблей и судов как вечные символы морской профессии.
       

Н.А.Каланов          www.kalanov.ru