"А БЫЛ ЛИ КРЫЖ?"
Дукельский В.
В последние десятилетия на флоте наблюдается печальная картина: старейшие морские термины постепенно подвергаются процессу энтропии, теряются, уходят из корабельной жизни. Причина — всемогущая, всепроникающая НТР. Красивые термины: триоды, блоки памяти, биосы и прочая вытесняют привычные слова. Многие ли сейчас помнят об Эзельгофтах на мачтах… Все чаще матросы палы на берегу называют кнехтами. А ведь мы еще застали тамбуи, красили их по цвету бортов: зеленью и киноварью.
Не будем говорить о сложной парусной терминологии, которую нам вбивали сивые мичмана вкупе с хождением на десятивесельных катерах. Сегодня реликтовые шестерки успешно вытесняются баркасами.
Однако некоторые слова забывать негоже…
Все вышесказанное маленькое предисловие к слову «крыж», которое нам морские словари, начиная с Вахтенного, 1894 г. и, кончая современными, толкуют как «поперечный шлаг, род найтова». Все понятно? Или яснее: «Поперечный шлаг у бензеля или найтова». Не поняли? Тогда еще яснее: «Положение якорьцепей у корабля, стоящего на двух якорях, когда правая якорьцепь смотрит влево, а левая — вправо». Так случается, если корабль, стоящий на двух якорях, разворачивается и цепи переплетаются между собой. Сей узелок и именуется крыжем.
Теперь, после овладения основами морской практики, вперед на Северный флот, где произошел эпизод, поставивший под сомнение существование крыжа.
Дивизион базовых тральщиков отдал якоря на одном из пустынных рейдов. Дело случилось к вечеру. Командиру дивизиона доложили прогноз погоды: ожидалось усиление ветра от норд-веста, что могло помешать спокойной стоянке. Комдив дал семафор по линии, предупреждая командиров об ухудшении погоды и о готовности к отдаче вторых якорей. Стоя на мостике, он наблюдал, как смазываются сумерки, осенняя ночь сравнительно быстро опустилась на рейд. Ярче разгорелись якорные огни.
Дивизионный штурман взял пеленга на каждый тральщик, записал на дощечке мелом и сказал помощнику командира флагманского корабля, заступившего на вахту: «Кузнецов, будьте внимательны, места кораблей проверяйте по пеленгам, берег не далек, тут камешки, сами понимаете…»
Помощник, зябко поеживаясь в канадке, дождался ухода начальства с мостика, закурил, нагнулся к репитеру гирокомпаса и прицелился в каждую единицу. Корабли на якорях чуть ходили, поэтому и чуть менялись пеленга. Но его, опытного офицера, четвертый год службы, это не смутило. Мысли у Кузнецова на сей момент были сугубо береговые: об отпуске, который с мая по графику, совершенно естественно переместился на декабрь и это не было пределом, ибо у декабря дней не 31, а сколько угодно начальству. Может быть и сто, и никакие грозные приказы десятилетиями положения не меняют. Вполне можете поехать в феврале за прошлый год. И сам отпуск может быть в интересах службы укорочен, но никак не продлен. Да, «в интересах службы» с использованием остатка отпуска в туманном «потом». И что хочется скорее стать командиром, и что Ирка не пишет, а пишет закадычная подруга Надя о тех причинах, по которым Ирка не пишет…
Однако, до конца разоблачить коварную сущность Ирки он не смог. На мостике неожиданно появился комдив. В этот момент корабль дернуло как-то особенно резко. «Вот, дьявол, не спится ему, все чувствует», — без особого тепла подумалось помощнику.
Комдив походил по мостику от крыла к крылу, еще раз взглянул на корабли и бросил: «Семафор командирам. Отдать вторые якоря». Озябший сигнальщик взобрался к прожектору и, нажимая сбоку на ручку, выпустил луч света в темное царство. Негромко захлопали жалюзи прожектора, матрос, чуть шевеля губами, повторял семафор. В ответ получил: «Ясно, понял», доложил комдиву и записал семафор в бланк.
«Помощник, а вам что, особое приглашение? Зачем тянетесь к звонку? Что, для отдачи второго якоря весь корабль поднимать?»
«Есть», — чуть обиженно ответил помощник. Ведь всегда особенно раздражают замечания за дело.
«Баковым на бак, левый якорь к отдаче изготовить»! Выскочил на мостик командир, подработали машинами, отдали второй якорь. Успокоенный комдив спустился в каюту, где прилег на койку, не раздеваясь и не снимая сапог, свесив ноги вниз. Он был беспокойный человек.
Утро принесло мелкий дождик, небольшую волну, ослабевший ветер. Откушав чаю, комдив вышел на мостик и оглядел вверенный ему горизонт. Корабли хотя и стояли на местах, но развернуты были все по-разному, ибо два якоря мешали единству тактического мышления.
Такое разнокалиберное положение кораблей вызвало у комдива тревожную мысль: «А ведь крутило-то корабли ночью, ссучились якорьцепи между собой. Теперь и выбирать якоря будем долго, легко ли крыжи распутать».
Комдив был прав, так как якорьцепь не рыболовная леска. Тут одними отпорными крюками не обойтись. Заводить тросы, подтягивать их на шпиле, а то, чего доброго, отдавать скобу якоря.
Но, может, бог милостив, все в порядке?
«Сигнальщик, на 576, командиру. Имеете ли крыж?»
Стоящий на вахте на упомянутом 576 молодой старательный матрос Габов, уроженец Коми АССР, мгновенно отреагировал на вызов флагмана, открыл луч и начал читать: «Командиру. Имеете ли к-р-ы-…» Непонятно. В голове мелькнуло «крыс». «Имеете ли вы крыс?» — четко доложил Габов стоящему рядом командиру корабля. Командир не удивился, ведь шел восьмой год офицерской службы…
«Крыс, крыс…». Да что он, не знает, что ли. Что, у комдива нет крыс или он хочет обменяться грызунами? Однако, надо отвечать. О том, что крысы есть на любом корабле, под каким бы флагом он не ходил, комдиву отлично известно. Так что нужно некое наукообразие: «Комдиву. В субботу, в большую приборку, проведена дератизация по уничтожению грызунов. Число их снизилось…», — командир на секунду задумался, — «на 47%». Особенно был доволен командир, что ввернул недавно вычитанное из «Судовой гигиены» слово «дератизация». «Рэт» — по-английски крыса. А приставка «де-» значит «против крыс».
«Пускай комдив подумает над дератизацией», — подумал с некоторым злорадством командир. На флагмане комдив был несколько удивлен столь пространным ответом, а над словом дератизация задумываться не стал. Вместо «Да» или «Нет» сигнальщик долго давал отмашку, споткнулся на профилактике и «дератизация», долго переспрашивал. Второй сигнальщик, мусоля карандаш, записывал семафор в журнал.
«Товарищ комдив, докладывает 576», — и зачитал семафор. Комдив тупо посмотрел на сигнальщика, на 576, стоящий невдалеке, на командира флагманского тральщика, стоящего поодаль, ближе к машинному телеграфу. На мостике воцарилось молчание. «Дай сюда семафор», — протянул руку комдив и еще раз прочитал. — «Какие грызуны, какая дезинфекция. Что, командир пьян или, может быть «того», вырубился, мгновенное затемнение на медицинской почве? Интересно, так бывает, чтобы сразу? Жаль, врач на другом корабле, а то бы спросил…».
Сомнения длились недолго.
«Они там, что все …ели? Повторить семафор!»
К этому времени на непонятливом корабле сигнальщики сменились. Габов побежал пить чай, а на его место заступил столь же понятливый и исполнительный сигнальщик.
Он увидел нетерпеливое мигание прожектора флагмана и быстро ответил. И тоже на проклятом слове «крыж» споткнулся. Но он нашелся и перелицевал его в «краж». Фраза стала выглядеть несколько по-иностранному: «Имеете ли вы краж?», но командир, получивший вторичный семафор, отнес усечение окончания за счет спешки. «Интересно, — подумалось ему, — имеет ли он краж или кражи. Да, действительно, пропали рабочие ботинки у матроса. То ли боцман, обнаружив их на неположенном месте, бросил за борт — водилось за ним такое, то ли… Но какое дело до этой мелочевки комдиву? Неужели кто-то стукнул ему об этом, в общем-то, семейном деле. Подумаешь ботинки — тралы списываем, а пару «давов» — вообще нет проблем. А может, комдив собирает материал для итогового годового доклада. Нужны отрицательные, но в меру, факты. Сказать или нет? Раз спрашивает, значит уже знает. Кто же стукнул?»
«Сигнальщик! Комдиву. По поводу пропажи рабочих ботинок у матроса Нечаева проведено помощником расследование. Виновный в небрежном хранении, Нечаев, будет наказан».
Вполне естественно, что и второй, столь же длинный ответ, поверг комдива в изумление и ярость. «Крысы, кражи… Что за бардак на этом корабле! В прошлом году пьянку в Полярном устроили. Отсюда и сигнальная вахта, это же черт знает что — исказить простейший семафор. А если бы боевой сигнал… Тоже мне командир, хочет с повышением на сторожевик. На баржу мусорную его, только на баржу. Сам напишу представление!»
Эпистолярный жанр закончен не был: «Командиру. Строгий выговор за низкую организацию службы. Комдив». На этот раз семафор был предельно понятен и привычен. И командир 576 принял его спокойно. «Хоть отвязался от крыс и тараканов. А то еще заставил бы их считать», — подумалось ему.
«Боцман, а у нас якорьцепи не переложились, крыжа нет?» — крикнул он на полубак и, получив отрицательный ответ, успокоился.
Вскоре флагман исполнил «Буки» и корабли продолжали переход.
Учите морскую терминологию!
Об авторе.
Владимир ДУКЕЛЬСКИЙ, капитан 2 ранга в отставке, член Союза журналистов.
Закончил в 1948 г. Военно-морское училище им. Фрунзе, в 1948-64 гг. служил на Балтийском флоте, принимал участие в послевоенном боевом тралении, служил в частях ОСНАЗ, в 1964-74 — в штабе соединения ТОФ (10-ая оперативная эскадра). После службы работал в течение 5 лет в редакции журнала «Морской сборник», институте Академии Наук СССР, сотрудник Института культурного наследия Минкультуры РФ.