ЕСЛИ ЗАВТРА В МОРЕ
Каланов Н.А.
Кто в пятницу выходит в море,
Всенепременно останется там.
Ю.Смуул «Сын бури».
Море — вечный путь сообщений между странами и народами, а для моряков — и путь обмена суевериями. Может, кто-нибудь скажет, что ныне времена изменились и старые морские поверья, обычаи и предрассудки «канули в Лету»? Конечно, в наш космический век, вероятно, никто всерьез не верил в пророческую силу огней «Святого Эльма» или встречи с «Летучим голландцем», всему дано научное объяснение. Но все же и по сей день живут старинные морские суеверия, которые продолжают тяготеть над сознанием моряков. Прежде всего это относится к так называемым «несчастливым» дням недели и прочим «роковым» датам и числам месяца.
Истоки таких предрассудков уходят в далекое прошлое и связаны с религиозными культовыми праздниками разных народов. Так, например, еще древние вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам в течение двух месяцев — элуль и маркесван. А у иудаистов 4 фазы луны считались днями отдыха. В их религиозном трактате — талмуде перечислялись 39 видов трудовой деятельности, которой нельзя было заниматься по субботам; некоторые из них касались моряков и рыбаков. Христиане издавна считали понедельник «тяжелым» днем, а для моряков он значился еще и как «несчастливый». Веками непреложной истиной было то, что в этот день нельзя начинать никакого серьезного дела, будь то закладка киля или спуск судна, и уж тем более отплытие в далекое плавание. В доказательство святости табу каждый моряк мог привести десяток случаев, когда его нарушение приводило к тому, что судну в море обязательно не везло. Они попадали в жестокие шторма, тонули, садились на мель или сталкивались, горели или просто бесследно исчезали. Существует легенда о капитане Monday (переводится с английского как «понедельник»), которым поклялся своим примером опровергнуть это суеверие. Monday все рассчитал: в понедельник получил назначение на должность капитана судна, которое было спущено в понедельник. В понедельник прибыл на судно и в тот же день набрал экипаж. Загрузив трюма, он дождался следующего «несчастливого» дня и, несмотря на все уговоры своих матросов, смело вышел в море. Прошла почти неделя и, казалось, все идет благополучно и суеверие опровергнуто, но в очередной понедельник налетел ужасный ураган и судно разбилось на прибрежных скалах, не пощадив никого.
Сложившееся представление о понедельнике как о несчастливом дне усугубило введение в начале XVII века в английском флоте специального дисциплинарного закона. Он гласил, что все провинившиеся в течение недели матросы и юнги должны подвергаться телесному наказанию в понедельник утром. С тех пор, в честь дня экзекуции на всех флотах распространилось выражение англичан — «черный понедельник». И хотя впоследствии «гуманный» закон перестал соблюдаться и для матросов «Владычицы морей» почернели все дни недели, не исключая и воскресенья, выражение «черный понедельник» живо и поныне.
Кроме понедельника моряки-христиане причисляли к несчастливым и пятницу. По религиозным преданиям в этот день недели был распят Иисус Христос и поэтому в честь «крестных страданий» все пятницы были объявлены скорбными днями, днями постов. Интересно отметить, что у скандинавов, потомков викингов, в древности пятница считалась счастливым днем. Она была посвящена богине счастья и благополучия Фригитте, но после распространения христианской веры, в память о Христе, пятница стала днем печали.
Русские моряки также верили в опасность этого дня. Они говорили: «Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться». А вот предприимчивые американские рыбаки даже предложили переименовать пятницу в рыбацкое воскресенье. Все равно в этот день м приходилось сидеть без дела на берегу.
Однако были исключения из таких суеверных правил. Например, в Испании пятница считалась для моряков удачным днем, так как именно в этот день легендарный Колумб начал свое плавание к Новому Свету. У потомков знаменитого мореплавателя днем несчастья числился вторник, называемый Мартис (от имени Марса — бога войны). Испанская пословица гласит: «Во вторник не женись и отчаливать не торопись.» Как видно, непосредственно обращаясь к морякам, она предостерегает о нежелательности свершения таких близких по своей сути событий.
Если быть более точным, то у благочестивых православных мореходов и рыбаков тяжелыми днями считались понедельник, среда и пятница. Мусульмане, наоборот, верили, что эти дни «легкие», а вот вторник, четверг и суббота — «опасные» для начинания важных дел. Можно представить, как было трудно судовладельцам и капитанам удовлетворить взыскательные суеверия пассажиров, купцов и матросов различных наций и религий.
С развитием мореплавания было «замечено», что кроме опасных дней в неделе существуют и другие роковые даты: года, числа, месяца. Оказывается, в эти дни также необходимо удваивать бдительность и соблюдать определенные табу. Со временем в календаре сложилась целая шкала «черных» дней. Так, у европейских моряков мрачной репутацией пользовалось 13 число каждого месяца, а у наиболее мнительных и 26, так как в нем дважды по 13. Такая нелюбовь к «чертовой дюжине» всегда подогревалась разнообразными суевериями. Никто из корабелов не спускал суда по этим дням, и, уж конечно, ни один капитан не отваживался назначать отход судна в понедельник или 13 числа. Даже если такое случалось, то верные стражи старых суеверных законов — матросы — обязательно находили предлог, чтобы оттянуть время отплытия хотя бы до первой минуты следующего «безопасного» дня. Соленые морские бродяги и высокомерные капитаны-джентельмены одинаково верили, что выход в море 13 числа, да еще (не дай Бог!) в понедельник и пятницу, равносилен самоубийству. Среди моряков были известны десятки мрачных примеров из истории корабле2крушений, подтверждающих это. Классическим считается трагедия, происшедшая со шхуной «Томас Лоусон». Этот нестандартный парусник, имевший семь мачт, еще на стапеле был нелестно окрещен «семикрылым монстром». По стечению обстоятельств в свой первый трансатлантический рейс судно вышло с понедельника на вторник 13 ноября 1907 года. Одно это должно было насторожить его капитана Джорджа Доу, но, видно, он был мало суеверен. Считается, что как следствием этого Доу был недостаточно бдителен и, совершив ошибку при прокладке курса, посадил шхуну на скалу в Английском канале. По иронии судьбы из всего несчастного экипажа спасся всего один человек — сам капитан. Но главной сенсацией этой трагедии было то, что судно погибло в пятницу, 13 декабря. И названо оно было по имени писателя Томаса Лоусона, единственная книга которого так и называлась «Пятница — 13 число»! Как тут не поверить в магию «несчастливых» чисел и дней!
Кроме рядовых понедельников особо «роковыми» датами считались: первый понедельник апреля, и — на нем, как говорили, лежит «каинова печать», в этот день своего рождения библейский Каин, сын Адама и Евы, убил из зависти своего брата Авеля. Таким же роковым значился понедельник на второй неделе августа — день испепеления небесным огнем городов Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве. Опасались моряки выходить в море в день избиения младенцев, день самоубийства Иуды и вообще находится в море в Новый год или под Новый год. У русских моряков несчастливым днем считался 6 декабря. В этот день они должны были молитвами славить своего защитника и покровителя Николая-Чудотворца. Каждая морская нация имела свои «несчастливые» и «счастливые» даты и дни, но были и общие. Так, среди западноевропейских, а есть свидетельства, что и у русских военных моряков, в течение многих веков пользовалась большим почтением Таблица счастливых и несчастливых дней года. Ее составил в XV веке немецкий философ и астролог Тихобраге. В таблице значилось 32 дня, «которых всякий смертный должен оберегаться» в течение года. Они были вычислены уважаемым суевером, и, как он утверждал, «долговременными наблюдениями испытаны». Так в январе таких дней семь: 1,2,4,6,11,18,20; в апреле три: 3,17,18; в мае два: 7, 8 и т.д. Считалось, что человек, «родившийся в один из этих дней, бывает небогат и недолговечен». Для моряков важно было, что в указанные дни нельзя отправляются в путь, а кто нарушит это правило, «тот или на дороге умрет, или в несчастье возвратиться».
Проходят годы, меняются моряки, меняются и порядки на флоте. Морской статистикой давно доказано, что жизнь моряков и судьба кораблей не зависят от дней недели и чисел месяца. Да и сами «жители морей» не обращают внимания на «несчастливые» и «роковые» дни. И все же… они по-прежнему ворчат, когда завтра в море, а на календаре… Но это уже традиция!