БЕЗ ОГЛЯДКИ НА ЦАРСКИЙ ДОМ

Каланов Н.А.

     Когда-то в магическую силу корабельных имен и их значение люди свято верили. Родив-шееся на заре мореплавания представление как о живом существе положило начало традиции давать им собственные имена. Историки не могут точно сказать, когда человек впервые начал плавать в студеных морях Арктики. Но известно, что уже в XII веке новгородцы обосновались на берегах Северного Ледовитого океана. Поморские и сибирские кочи, шняки, ладьи, карбасы промышляли не только у побережья, но ходили, например, на далекие острова Новой Земли и Груманта (Шпицбергена). Названия этих судов канули в Лету, но они были – тут нет сомнений. Недаром в Поморье – колыбели северного мореплавания – сохранились древние присказки: "Как корабль назовешь, так на нем и поплывешь", "Корабль начинается с имени". Никогда, наверное, не было ни одного настоящего моряка, равнодушного к названию своего судна. Считают, что история северных корабельных имен начлась в 1694 году. Именно тогда появились в Архангельске первые русские торговые суда. Построенные по приказу Петра I ("царя-моряка", "царя-корабела"), они получили глубоко символичные имена. Один – "Святой Павел" – в честь святого хранителя ключей от рая, в данном случае подразумевались ключи от моря. Второй – "Святое пророчество", что символизировало предначертание быть России морской державой. Корабли с "пророческими" именами первыми пронесли славу страны по чужим морям. Вчитываясь в названия русских торговых и промысловых судов начала XVII века, поражаешься их разнообразию, фантазии моряков. Судите сами: "Белый теленок", "Зеленый дракон", "Царь Давид", "Святой Дух", "Золоченая мельница", "Меркуриус", "Молодая любовь", "Московский ездок", "Река Архангельская" … Но тут можно выделить уже и определенные традиции. Одна из них – ставший нормой обычай "крестить" религиозными именами. Да тогда и не могло быть иначе. Неуверенность людей в собственных силах, страх перед морской стихией, опасностями ледовой Арктики, заставляли их искать поддержку у божественных покровителей. Обычно давали имя того святого (или церковного праздника), чествование которого совпадало с днем спуска судна на воду. Так на протяжении двух столетий называли многие русские корабли. Поэтому, каких только не было в морях "святых"! "Святой Алексей" был построен для китового, моржового и других промыслов. "Святой Иоанн Златоуст" плавал на Гурмант. За границу ходили "Пророк Илья", "Андрей Первозван-ный", "Святой Пророк Креститель Иоанн", "Святое Благовещение"… На Архангельской верфи построили целую серию военных кораблей, именованных в честь воинственных архангелов – "Уриил", "Селафаил", "Варахаил", "Ягудиил", "Гавриил" … На Дальнем Востоке сообразно святцам получили названия легендарные суда экспедиций В. Беринга и А. Чирикова – "Святой Гавриил", "Святой Иоанн Креститель", "Святой Михаил", "Святой Павел", "Святой Петр". В честь двух последних кораблей названы Петропавловская гавань в Авачинской губе и город на ее берегу. Они открывали берега Камчатки, участвовали в поисках пролива между Азией и Америкой. По этой же традиции были названы галиоты "Трех Святителей", "Святого Симеона Богоп-риимца и Анны Пророчицы", "Святой Михаил", построенные в 1783 году в Охотском порту. Они вошли во флотилию морехода и купца Г. И. Шелихова и перевозили первых переселенцев на берега Русской Америки. Каждая морская профессия имела своего святого покровителя. У военных моряков в чести был святой Андрей Первозванный – основатель мореходства на Руси. Поморские рыбаки молились святому Варлааму Кретскому. Считалось, что он помогал добывать богатые уловы. Наиболее почитаемым всеми моряками, рыбаками и судовладельцами оказался святой Николай Марликийский. Христианский чудотворец не только защищал бедных и неимущих, но и мог помочь терпящим бедствие. Верили, что в его силах прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, спасти утопающего… Один из титулов Святого Николая – "скорый помощник", что существенно возвышало его над другими. Рукописный памятник поморского мореплавания "Устьянский правильник" дает такое объяснение этому титулу: святые, кроме Николая могут даровать помощь молящимся только с разрешения самого Всевышнего. Покровителю моряков "вперед Божья милость дарована", то есть в критических ситуациях он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои благодеяния с Богом. Почитание Святого Николая с годами приобрело такой размах, что к середине XIX столетия в списке российского коммерческого флота почти половина судов называлась "Святой Николай". О чем это говорит? Судовладелец выбирал имя не для того, чтобы отличить одно судно от другого, а с целью заручиться защитой "надежного" святого. Другая интересная особенность наименования северных судов в том, что, по сравнению с судами других морей, среди них нет названий в честь особ царствующего дома и приближенных к нему. Тут проявилась определенная независимость поморских судовладельцев от административных властей. Противоположный пример – суда Российско-американской компании. Они полностью находились под контролем царского правительства, и это, разумеется, сказалось на их названиях: "Николай I", "Цесаревич Великий князь Константин", "Император Александр II", в честь правителей Сибири – "Шелихов", "Баранов"… Особая страничка в каронимике Арктики – названия в честь судов-первопроходцев, участвовавших в знаменитых морских экспедициях, а также в память о тех, кто основал этот край. вверх

Список литературы
Бейкер Д. История географических открытий и исследований. Пер. с англ. М. 1950 Берг Л. С. Очерки по истории русских географических открытий. М. Л. 1946 Берх. Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны. Ч. 1-2, 1821-1823 Богославский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. Спб. 1853 Бондарский М. С. Великий северный морской путь. М.;Л., 1921 Веселаго Ф. Краткая история русского флота. М.;Л., 1939 Визе В. Ю. Русские полярные мореходы из промышленных, торговых и служилых людей XVII – XIX веков. М.;Л., 1948 Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах. М., 1950 Жилинский А. А. Крайний Север Европейской России. Пг., 1919 Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели – исследователи морей и океанов. М., 1951 Огородников С. Ф. История Архангельского порта. Спб., 1875 Окунев С. Б. Российско-Американская компания. М.;Л., 1939 Шергин Б. Океан – море русское. Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Л., 1984 Русский коммерческий флот на 1 января 1858 года "Морской сборник", 1859, N4, стр. 487.