МЕТАМОРФОЗЫ ТАЙВАЯ

Каланов Н.А.

     Есть у моряков древняя традиция – называть географические объекты в честь своих кораблей. На карте Мирового океана тысячи таких названий. Как вехи на маршрутах смелых мореходов, встречаются во всех океанах и имена русских кораблей. Особенно много их на картах морей Северно-Ледовитого океана и Дальнего Востока: бухта Гавриил в Беринговом море, пролив Фортуна между Курильскими островами, бухта Диана в Охотском море, подводный желоб Святой Анны на юго-востоке от Земли Франца-Иосифа, острова Геркулес и Ермак, банка Персей, остров Ленин в Карском море… Еще в прошлом веке на острове Сахалин появился мыс Евстафий, названный в память о линейном корабле "Святой Евстафий", героически погибшем в сражении при Чесме в 1770 году. Советские гидрографы продолжили эту традицию, назвав в честь кораблей-героев русско-японской войны – крейсера "Новик" и миноносца "Стерегущий" – острова у Северной Земли.

      Более чем в 250 арктических топонимах, связанных с именами кораблей, упоминается около 150 кораблей и судов русского и советского флотов. Чаще всего встречаются названия судов-первопроходцев, участников морских научных экспедиций. Огромную роль в исследовании ледовых морей сыграли гидрографические и гидрологические работы русских военных кораблей. С середины прошлого века они регулярно выходили в моря для защиты промысловых угодий от браконьеров и для описи побережий. Их имена носят банка и мыс Вестник, остров Жемчуг, рейд Наездник в Баренцевом море, бухты Самоед и Бакан на Новой Земле, мысы Африка и Гайдамак, бухты Всадник и Стрелок в Беринговом море, залив Забияка и скала Разбойник в Охотском море.

      Из гидрографических судов в нашем столетии наибольшую славу завоевали ледовые транспорты "Таймыр" и "Вайгач". Им принадлежит "открытие века" – обнаружение архипелага Северная Земля. Кстати, это название архипелаг получил только 12 лет спустя. Участники экспедиции на "Таймыре" и "Вайгаче" называли его Земля Тайвай (от начальных слогов названий кораблей). Это же название употреблял в интервью представителям прессы и начальник экспедиции А. Вилькицкий. Каково же было удивление первооткрывателей, когда они прочли в зарубежных газетах о Земле Николая II. Журналисты, по-видимому, рассуждали так: раз австрийцы назвали открытые ими острова Землей Франца-Иосифа – в честь своего императора, то и русские обязательно увековечат имя своего монарха на морской карте. Благонамеренная печать России подхватила это название и разрекламировала его.

      13 января 1915 года Морское Министерство "утвердило" Землю Николая II , но до@ался выполнять приказ о переименовании и вторично направил ходатайство. Временное правительство уступило – 28 апреля 1917 г. кораблю присвоили имя "Борец за свободу".

      Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую главу в истории корабельных названий. Моряки Красного Флота положили начало новым, советским традициям в наименовании кораблей, стараясь в то же время по-возможности сохранять установившиеся обычаи. В годы гражданской войны названия кораблей остались в основном без изменений, навсегда исчезли с бортов лишь наиболее одиозные. Переименования коснулись многих судов торгового флота, мобилизованных для нужд обороны и составивших основу речных военных флотилий. Матросы давали своим кораблям названия, ярко отражавшие историю борьбы с самодержавием, преданность ленинским идеям, бесстрашие и отвагу воинов революции.

      Проявляя глубокое уважение к вождю мирового пролетариата, моряки просили увековечить имя Владимира Ильича в названиях кораблей. Такую лениниану открыл 28 января 1919 года вспомогательный крейсер Астрахано-Каспийской флотилии "Ильич" ("бывший пароход "Бамбак"). Он активно участвовал в обороне Царицына и Астрахани, в боях против белогвардейцев и английских интервентов на Каспии. В начале мая крейсер помог эсминцу "Карл Либкнехт" в захвате вражеского посыльного судна "Лейла", на котором находилась деникинская военная делегация, следовавшая с важными оперативными документами к Колчаку. Во многие речные и морские флотилии входили корабли с именем Ленина на борту; матросы гордились этим и подвигами доказывали свою преданность вождю революции.

      Для того чтобы лучше почувствовать, насколько ответственно красные бойцы относились к такому почетному наименованию, можно привести следующий пример. При образовании Днепровской военной флотилии бронекатеру No2 присвоили в марте 1919г. название "Ленин", однако командующий Украинским флотом член Реввоенсовета республики В.А.Антонов-Овсеенко вполне справедливо посчитал, что такое высокое имя необходимо завоевать. Катеру возвратили прежний номер, и только через год другое прославившееся в боях судно заслужило право носить имя В.И. Ленина; здесь работал штаб командующего Днепровской военной флотилии.

      Под красным флагом – символом революции – сражались военные моряки на фронтах гражданской войны. Слово "красный" стало ассоциироваться в народе со всем революционным, передовым. Вот почему матросы писали на бортах и рубках кораблей и судов "Красное знамя", "Красный флот", "Красноармеец", "Червоный казак", "Красная заря", "Красный Петроград", "Красный Таганрог", "Саркана Латвия" ("Красная Латвия"). Пафос классовой борьбы соединился с героизмом, энтузиазмом масс, с романтикой трудных, но незабываемых лет, и родились новые корабельные имена: "Власть Советов", "25 октября", "Советская Россия", "Совет", "Борец за коммуну", "Авангард революции", "Защитник трудящихся", "Беднота", "Пролетариат", "Революция", "Коммуна", "Коммунист", "Комсомол", "Комиссар", "Агитатор", "Правда", "Федерация", "Совнарком", "Труд"… Имена агитационно-просветительных пароходов "Факел социализма", "Большевик", "Красная звезда" хорошо знали на Волге, Дону, Днепре, Каме и Каспийском море. В районы, освобожденные от белогвардейцев и интервентов, эти суда несли правду о Советской власти, способствовали росту влияния ленинских идей, политической сознательности.

      Многие имена своим кораблям моряки завоевали в боях с контрреволюцией. Доблесть и мужество проявили экипажи в сентябре 1918г.: "Под Казанью флотилия покрыла себя славой. Все суда соревновались в героизме и преданности рабочему классу", – отмечалось в приказе Реввоенсовета Республики ("Волжская военная флотилия в борьбе за власть Советов" (1918-1919). Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1979, с. 90-91). Кораблям дали новые революционные названия: "Царицын" переименовали в "Товарищ", "Ольгу" – в "Авангард революции", "Пересвет" – в "Борец за коммуну", "Олень" – в "Борец за свободу" и т.д. В последующих боях красные матросы доказали, что их корабли достойны славных имен. За подвиги в боях на Волге "Борец за свободу" удостоился высшей в то время боевой награды Советской республики – Почетного революционного Красного знамени ВЦИК.

      1 октября 1918 года при овладении селом Пьяный Бор погиб флагманский корабль Волжской военной флотилии "Ваня" No5. До последней минуты оставался на мостике помощник командующего флотилией Н.Г.Маркин. В память о нем 15 октября вышел приказ о переименовании вооруженного парохода "Добрый" в "Товарищ Маркин". Кроме того, было решено первый готовившийся войти в состав флотилии корабль назвать именем погибшего флагманского судна. 22 октября переоборудованный и вооруженный пароход "Дегтярев" получил имя "Ваня-коммунист" No9. С боями прошел он всю гражданскую войну, затем ударно трудился на волжских просторах и погиб под Сталинградом уже в годы Великой Отечественной войны.

      Никогда не забывали моряки своих боевых товарищей, отдавших жизнь в борьбе за светлые идеалы коммунизма в дни революций и на фронтах гражданской войны. Навечно зачислены в списки корабли с именами руководителей матросских выступлений: "Моряк Матюшенко", "Лейтенант Шмидт", "Частник", участников Октябрьской революции, борцов за Советскую власть, деятелей Коммунистической партии, командиров Красной Армии и Флота: "Ковалев", "Товарищ Шмелев", "Павлин Виноградов", "Нариман Нариманов", " Али Байрамов", "Товарищ Желиховский"; бакинских комиссаров: "Товарищ Петров" (бывшее посыльное судно "Лейла"), "Яков Зевин", "Товарищ Шаумян", "Алеша Джапаридзе", "М.Азизбеков" и другие. Имена погибших от рук контрреволюционеров продолжали жить в названиях ("Память товарища Урицкого", "Урицкий", "Память Володарского", "Володарский", "Рошаль", "Память Рошаля") и служить примером для защитников революции, оставаясь символом преданности делу партии коммунистов, верности трудовому народу.

      Борьба русского народа за свое освобождение имеет глубокие корни, вековую историю. Вот почему в Красном флоте не могли не появиться такие названия, как "Атаман Разин", "Стенька Разин", "Емельян Пугачев"; ряд судов получил имена деятелей, связанных с революционным движением: "Желябов", "Софья Перовская", "Кибальчич", "Степан Халтурин", "Радищев", "Герцен", "Максим Горький" и других. В память об этапах борьбы за свободу и социальную справедливость появились такие названия кораблей, как "Декабрист", "Народоволец", "Социалист", "Республиканец", "Большевик".

      Высокая классовая сознательность, солидарность рабочих и крестьян Страны Советов с пролетариатом и угнетенными народами всего мира ярко проявились в годы гражданской войны. В память о деятелях французской революции и героях освободительного движениях корабли и суда получили имена "Жан Поль Марат", "Марат", "Робеспьер", "Мирабо", "Гарибальди", "Джузеппе Гарибальди" и другие. Моряки гордились названиями "Карл Маркс", "Фридрих Энгельс". Выражением интернациональной солидарности с трудящимися Европы стали имена, присвоенные в честь в честь руководителей социалистических и коммунистических партий: "Франц Меринг", "Роза Люксембург", "Карл Либкнехт", "Бебель", "Жан Жорес", "Бела Кун", "Фридрих Адлер". Рождение Советских республик в Венгрии и Баварии запечатлено в названиях плавбатарей Северо-Двинской военной флотилии "Венгрия" и "Бавария". Образование Коминтерна отмечено наименованиями "Интернационал" и "III Интернационал".

      Революция и гражданская война вписали в анналы истории фамилии талантливых руководителей партии, военачальников. Они увековечены в названиях "Товарищ Калинин", "Яков Свердлов", "Свердлов", "Дзержинский", "Подвойский", "Альтфатер", "Раскольников", "Тухачевский", "Уборевич", "Буденный" и другие. Выбирая такие имена, моряки проявляли внимание к замечательным людям, веру в их талант, преданность делу Ленина.

      Советские моряки продолжили замечательную традицию своих предшественников называть легкие боевые единицы флота прилагательными, которые определяли их качественные характеристики. На Днепре, Припяти и Березине в 1919-1920 гг. успешно действовали в составе Днепровской военной флотилии "Геройский", "Грозящий", "Губительный", "Малый", "Могучий", "Мстительный". За смелый прорыв в районе Лоево-Триполье и успешные действия у Киева эти корабли удостоились высших наград Республики – Почетных революционных Красных знамен, а военные моряки – орденов Красного Знамени. Ветеран флотилии канонерская лодка "Верный" в начале Великой Отечественной войны была представлена к ордену Ленина за героизм и отвагу экипажа, но вручить награду не успели. 25 августа 1941г. лодка погибла в бою с авиацией противника в районе Сухолучья.

     В далекое прошлое ушли корабли – участники былых сражений. Но их слава живет, как живут революционные и боевые традиции моряков. Символами бессмертия легендарного прошлого стали надписи на бортах современных кораблей. Ярко горят сделанные золотой вязью славные имена, родившиеся в годы революции и гражданской войны, имена, которые навеки вошли в историю нашей Родины.